Спасение – в федерализации?..
В Махачкале прошел очередной съезд кумыкского народа
Полный рассказ о происходившем на этом съезде занял бы всю газетную площадь этого еженедельника. Но мы, конечно, ограничимся лишь указанием на наиболее существенные стороны данного мероприятия, прошедшего в банкетном зале «Уллубий», что на улице Аметхана-Султана. А вот его основную идею можно выразить в трех словах: мы сами с усами!
Багаудин Узунаев
В самом деле, с тех пор, как Путин сделал г-на Абдулатипова первым лицом Дагестана, вторичные половые признаки расширили свое присутствие среди политических символов Страны Гор. К бородам ваххабитов, давно используемым в СМИ в качестве политической метафоры, добавились усы Абдулатипова. Это нормально. В мировой истории было много примеров, когда телесные особенности первых лиц обретали значение символов государственного уровня. Свежий пример – Сталин: его иногда для простоты называли «усатый», «усы», «ус»… Конечно, тот факт, что первое лицо Дагестана совпадает своим вторичным половым признаком с тираном – патологическим любителем политических репрессий и расправ — несколько настораживает. Но будем надеяться, что это всего лишь внешнее сходство…
Однако вернемся к нашим… кумыкам.
Самосохранение = самоопределению
Нет смысла описывать интерьер данного банкетного зала. К сожалению, оценить достоинства этого заведения с точки зрения его кухни и сервиса делегатам не удалось – на столах стояли лишь бутылки минеральной воды да треугольные бейджики с указанием названий поселений-делегатов съезда.
Кворум, на что обычно власть обращает особенно пристальное внимание, был: из 400 делегатов, приглашенных к участию в этом собрании, налицо оказался 351. Были и гости: из Северной Осетии-Алании и Чеченской Республики, а также несколько представителей лезгинского «Садвала».
Доклад, прочитанный Абсалитдином Мурзаевым, назывался «О социально-экономическом положении кумыкского народа». Докладчик определил его одним словом – «катастрофическое». Вплоть до того, что самосохранение кумыкского народа он отныне видит лишь в его самоопределении…
В своем докладе он охватил большой круг проблем, которые кумыки считают актуальными для себя на сегодняшний день. В качестве главной из них — он указал на земельную. Далее — деэтнизация кумыкских земель, да и самих кумыков тоже, постепенное превращение их в меньшинство на землях своего исконного проживания. Мурзаев четко обозначил свою позицию по этому вопросу. «Понятно, – сказал Мурзаев, – что эта деэтнизация коснется только равнинных земель, так как на земли горных районов никто не посягает, и они, как были аварскими, даргинскими, лакскими и т.д., так таковыми и останутся». Он сослался на статью в «Независимой газете» под авторством Милрада Фатуллаева, который прогнозирует, что через 20-30 лет из 14 титульных наций Дагестана останется только 3-4. Кумыков среди этих «счастливчиков» Фатуллаев не видит. И Мурзаев тоже, если… все останется как есть. «Кумыки, – заявил оратор, – с этим мириться не могут и не будут! Землю народам дает Бог, – перешел он на сакральный язык. — Посягать на чужую землю не только преступно, но и греховно. У каждого народа должна быть своя земля. Народ без земли – это не народ, а население. Представлять землю как чисто хозяйственный объект, которым должны владеть те, кто может вкладывать в нее деньги, недопустимо и опасно по возможным последствиям».
Докладчик детально представил многочисленные нарушения в сфере землепользования равнинными землями. В частности, прозвучало, что при практически полумертвом состоянии животноводства в Дагестане до сих пор продолжает функционировать т.н. Управление ЗОЖ (Земель отгонного животноводства). Большинство этих земель находятся в ведении республиканской власти, которая – в силу курса на денационализацию земельного вопроса – распределяет их без учета интересов исконных хозяев этих территорий, т.е. кумыков, ногайцев и русских. В частности, Мурзаев привел пример Бабаюртовского района, где переселенцам с гор выделяют земельные участки, в 6-7 раз превосходящие по площади участки, выделяемые коренным жителям. Коснулся он и т. н. скотопрогонов. «Давно уже нет в Дагестане того количества скота, при котором необходимы эти длинные сооружения вдоль трасс. А земли, выделенные под них, продолжают оставаться вне сельскохозяйственного использования. 468 га земли выделено правительством под личные подсобные хозяйства переселенцев. Но используются эти земли в основном для выпаса скота, причем круглогодичного, без учета ущерба, наносимого таким хищническим отношением к земле. Конечный результат такого землепользования известен: опустынивание равнинных земель, утрата ими регенеративных, плодородных свойств…»
Он привел конкретные цифры: «На сегодняшний день, – сказал Мурзаев, – 684 га равнинных земель используются горными хозяйствами без договоров! Ругуджинцы, владеющие крупными земельными участками в Бабаюртовском районе, сами же простодушно изобличают своего главу, обнародовав, что он заработал, торгуя земельными участками, 644 млн. рублей! Тидибцы – еще одни владельцы равнинных земель – постоянно размещают в СМИ объявления о продающихся участках.
Вся надежда на Путина
После предыдущего, пятигорского съезда, напомнил он, удалось обратить внимание окружной власти на проблемы кумыков. В СМИ края появился ряд статей, авторы которых куда более сочувственно отнеслись к ним, чем мы это видим в СМИ Дагестана. «Съезд отчаявшихся», «Кумыки вот-вот останутся без земли!», «Если не Путин, то кто?» – вот лишь некоторые заголовки материалов, опубликованных в Ставропольских газетах. Путин тут фигурирует как представитель власти, способный реально содействовать решению кумыкских проблем. В качестве аргумента пошел даже Крым, про который Путин выразился, что это уникальный сплав народов и культур, где русские, татары и украинцы живут в добром согласии. Путин гарантировал им сохранение их национальной самобытности и территориальной целостности. Мурзаев напомнил и слова Путина о том, что в России в течение ее тысячелетней истории не исчез ни один из образующих ее многонациональную общность народов. «Давайте же доведем до Путина, – предложил Мурзаев, – что есть в России один народ, который находится на грани исчезновения – это наш кумыкский народ». Собравшиеся аплодисментами приветствовали это предложение.
«В свое время, – продолжал Мурзаев, – при Хлопонине, нам удалось убедить его в необходимости серьезного изучения и обсуждения проблем землепользования в равнинном Дагестане. Он отдал тогда распоряжение создать комиссию по этому вопросу. Но вскоре он был отозван с должности, а главой Дагестана стал Абдулатипов, убежденный сторонник деэтнизации равнинных территорий Дагестана. И дело опять застопорилось, забуксовало, а потом и вовсе было снято с повестки дня».
Здесь докладчик естественным образом перешел к политической части своей речи. По его мнению, с которым согласились и все присутствующие, Дагестан нуждается в реформе политического устройства. «Институт президентства, – заявил Мурзаев, – для Дагестана не подходит». В проекте резолюции, принятой на съезде, это требование звучит так:
«В целях сохранения единства Дагестана провести реформу внутригосударственного устройства РД по национально-территориальному принципу. Для такой многообразной в географическом, социально-экономическом, этнонациональном, конфессиональном и т.д. отношениях республики, как Дагестан, оптимальные результаты в плане государственно-административного управления и строительства политической демократии и правового государства может дать федерализация или автономизация, предполагающая, прежде всего, децентрализацию властных структур, полномочий и системы принятия решений. Твердо убежденный в правильности и необходимости такой реформы съезд кумыкского народа требует: отменить институт президентства в РД, который был отвергнут дагестанским народом по результатам 3 референдумов! Такой способ правления в многонациональном Дагестане способствует расцвету этнического протекционизма и доминированию интересов правящих этносов. Восстановить институт Госсовета Республики Дагестан».
Читатель возразит, что «институт президентства» уже отменен. Но понятно, что дело не в термине. Речь идет об отмене единовластия, действительно приводящего к тем негативным явлениям, на которые указано в резолюции. Особенно дружно поддержали идею федерализации, приглашенные на съезд представители лезгинского общества «Садвал». Таким образом, можно констатировать, что в плане видения будущего политического устройства Дагестана наметился четкий водораздел: аварцы и даргинцы – за единый Дагестан, кумыки и лезгины – за федерализацию!
Важным является и пункт резолюции, гласящий, что «в случае игнорирования запросов и чаяний кумыкского народа федеральным центром, съезд оставляет за собой право начать политические и правовые процедуры защиты прав и интересов кумыкского народа на основе международно-правовых документов и актов». То есть напрямую обратиться в структуры ООН по защите прав коренных малочисленных народов. Это намерение съезд добрил единогласно. Разумеется, был поднят и пресловутый «кадровый вопрос». Доклад по нему сделал Гаджи Мирзаев. Если приведенные им цифры верны, то доля кумыков в структурах дагестанской власти действительно несоразмерно мала.
Съездом были приняты устав, резолюция, а также избран Национальный совет кумыкского народа в составе 50 человек. Председателем его стал Абсалитдин Мурзаев.
Кровопролитие не пройдет!
Стоит сказать, что на описанном мероприятии были и гости других национальностей: правозащитники Руслан Расулов, Гайирби Гайирбиев, Нурмагомед Магомедов и др. Судя по их выступлениям, они восприняли этот съезд как национальное проявление борьбы за построение гражданского общества в Дагестане. И в целом этот взгляд совершенно верен.
Не могу не отметить и присутствие на съезде известного столичного эксперта Константина Казенина. Константин наряду с рядом других экспертов давно специализируется на изучении проблем Дагестана. До недавнего времени он вращался в лакской среде, а теперь переключился на кумыкскую. Степень его погружения в тему видна из следующего примера. Как-то в ходе короткого обмена он сказал мне, что давнее, конца 90-х годов, аваро-даргино-лакское, с одной стороны, и кумыкское, с другой, противостояние от кровавого сценария спасли… братья Хачилаевы! «Кто это вам сказал?» – спросил я в изумлении. «Они сами так считали», – ответил он. Что тут можно добавить?!
Кстати, насчет кровопролития. Еще один столичный эксперт, госпожа Стародубровская: в ходе приватного обмена по вопросу агломерации я поинтересовался, будет ли, как того требует ФЗ 131, проведен опрос жителей, обреченных на этот процесс территорий. «Ну, если кто-то хочет кровопролития!» – фыркнула она. То есть она убеждена, что попытка провести эти проекты в законном порядке приведет к кровопролитию. И мы еще удивляемся, почему в столицах на нас смотрят, как на дикарей, которые чуть что – хватаются за нож…
Подпись под фото: Абсалитдин Мурзаев докладывает съезду кумыкского народа
Спасение – в федерализации?..
В Махачкале прошел очередной съезд кумыкского народа
Полный рассказ о происходившем на этом съезде занял бы всю газетную площадь этого еженедельника. Но мы, конечно, ограничимся лишь указанием на наиболее существенные стороны данного мероприятия, прошедшего в банкетном зале «Уллубий», что на улице Аметхана-Султана. А вот его основную идею можно выразить в трех словах: мы сами с усами!
Багаудин Узунаев
В самом деле, с тех пор, как Путин сделал г-на Абдулатипова первым лицом Дагестана, вторичные половые признаки расширили свое присутствие среди политических символов Страны Гор. К бородам ваххабитов, давно используемым в СМИ в качестве политической метафоры, добавились усы Абдулатипова. Это нормально. В мировой истории было много примеров, когда телесные особенности первых лиц обретали значение символов государственного уровня. Свежий пример – Сталин: его иногда для простоты называли «усатый», «усы», «ус»… Конечно, тот факт, что первое лицо Дагестана совпадает своим вторичным половым признаком с тираном – патологическим любителем политических репрессий и расправ — несколько настораживает. Но будем надеяться, что это всего лишь внешнее сходство…
Однако вернемся к нашим… кумыкам.
Самосохранение = самоопределению
Нет смысла описывать интерьер данного банкетного зала. К сожалению, оценить достоинства этого заведения с точки зрения его кухни и сервиса делегатам не удалось – на столах стояли лишь бутылки минеральной воды да треугольные бейджики с указанием названий поселений-делегатов съезда.
Кворум, на что обычно власть обращает особенно пристальное внимание, был: из 400 делегатов, приглашенных к участию в этом собрании, налицо оказался 351. Были и гости: из Северной Осетии-Алании и Чеченской Республики, а также несколько представителей лезгинского «Садвала».
Доклад, прочитанный Абсалитдином Мурзаевым, назывался «О социально-экономическом положении кумыкского народа». Докладчик определил его одним словом – «катастрофическое». Вплоть до того, что самосохранение кумыкского народа он отныне видит лишь в его самоопределении…
В своем докладе он охватил большой круг проблем, которые кумыки считают актуальными для себя на сегодняшний день. В качестве главной из них — он указал на земельную. Далее — деэтнизация кумыкских земель, да и самих кумыков тоже, постепенное превращение их в меньшинство на землях своего исконного проживания. Мурзаев четко обозначил свою позицию по этому вопросу. «Понятно, – сказал Мурзаев, – что эта деэтнизация коснется только равнинных земель, так как на земли горных районов никто не посягает, и они, как были аварскими, даргинскими, лакскими и т.д., так таковыми и останутся». Он сослался на статью в «Независимой газете» под авторством Милрада Фатуллаева, который прогнозирует, что через 20-30 лет из 14 титульных наций Дагестана останется только 3-4. Кумыков среди этих «счастливчиков» Фатуллаев не видит. И Мурзаев тоже, если… все останется как есть. «Кумыки, – заявил оратор, – с этим мириться не могут и не будут! Землю народам дает Бог, – перешел он на сакральный язык. — Посягать на чужую землю не только преступно, но и греховно. У каждого народа должна быть своя земля. Народ без земли – это не народ, а население. Представлять землю как чисто хозяйственный объект, которым должны владеть те, кто может вкладывать в нее деньги, недопустимо и опасно по возможным последствиям».
Докладчик детально представил многочисленные нарушения в сфере землепользования равнинными землями. В частности, прозвучало, что при практически полумертвом состоянии животноводства в Дагестане до сих пор продолжает функционировать т.н. Управление ЗОЖ (Земель отгонного животноводства). Большинство этих земель находятся в ведении республиканской власти, которая – в силу курса на денационализацию земельного вопроса – распределяет их без учета интересов исконных хозяев этих территорий, т.е. кумыков, ногайцев и русских. В частности, Мурзаев привел пример Бабаюртовского района, где переселенцам с гор выделяют земельные участки, в 6-7 раз превосходящие по площади участки, выделяемые коренным жителям. Коснулся он и т. н. скотопрогонов. «Давно уже нет в Дагестане того количества скота, при котором необходимы эти длинные сооружения вдоль трасс. А земли, выделенные под них, продолжают оставаться вне сельскохозяйственного использования. 468 га земли выделено правительством под личные подсобные хозяйства переселенцев. Но используются эти земли в основном для выпаса скота, причем круглогодичного, без учета ущерба, наносимого таким хищническим отношением к земле. Конечный результат такого землепользования известен: опустынивание равнинных земель, утрата ими регенеративных, плодородных свойств…»
Он привел конкретные цифры: «На сегодняшний день, – сказал Мурзаев, – 684 га равнинных земель используются горными хозяйствами без договоров! Ругуджинцы, владеющие крупными земельными участками в Бабаюртовском районе, сами же простодушно изобличают своего главу, обнародовав, что он заработал, торгуя земельными участками, 644 млн. рублей! Тидибцы – еще одни владельцы равнинных земель – постоянно размещают в СМИ объявления о продающихся участках.
Вся надежда на Путина
После предыдущего, пятигорского съезда, напомнил он, удалось обратить внимание окружной власти на проблемы кумыков. В СМИ края появился ряд статей, авторы которых куда более сочувственно отнеслись к ним, чем мы это видим в СМИ Дагестана. «Съезд отчаявшихся», «Кумыки вот-вот останутся без земли!», «Если не Путин, то кто?» – вот лишь некоторые заголовки материалов, опубликованных в Ставропольских газетах. Путин тут фигурирует как представитель власти, способный реально содействовать решению кумыкских проблем. В качестве аргумента пошел даже Крым, про который Путин выразился, что это уникальный сплав народов и культур, где русские, татары и украинцы живут в добром согласии. Путин гарантировал им сохранение их национальной самобытности и территориальной целостности. Мурзаев напомнил и слова Путина о том, что в России в течение ее тысячелетней истории не исчез ни один из образующих ее многонациональную общность народов. «Давайте же доведем до Путина, – предложил Мурзаев, – что есть в России один народ, который находится на грани исчезновения – это наш кумыкский народ». Собравшиеся аплодисментами приветствовали это предложение.
«В свое время, – продолжал Мурзаев, – при Хлопонине, нам удалось убедить его в необходимости серьезного изучения и обсуждения проблем землепользования в равнинном Дагестане. Он отдал тогда распоряжение создать комиссию по этому вопросу. Но вскоре он был отозван с должности, а главой Дагестана стал Абдулатипов, убежденный сторонник деэтнизации равнинных территорий Дагестана. И дело опять застопорилось, забуксовало, а потом и вовсе было снято с повестки дня».
Здесь докладчик естественным образом перешел к политической части своей речи. По его мнению, с которым согласились и все присутствующие, Дагестан нуждается в реформе политического устройства. «Институт президентства, – заявил Мурзаев, – для Дагестана не подходит». В проекте резолюции, принятой на съезде, это требование звучит так:
«В целях сохранения единства Дагестана провести реформу внутригосударственного устройства РД по национально-территориальному принципу. Для такой многообразной в географическом, социально-экономическом, этнонациональном, конфессиональном и т.д. отношениях республики, как Дагестан, оптимальные результаты в плане государственно-административного управления и строительства политической демократии и правового государства может дать федерализация или автономизация, предполагающая, прежде всего, децентрализацию властных структур, полномочий и системы принятия решений. Твердо убежденный в правильности и необходимости такой реформы съезд кумыкского народа требует: отменить институт президентства в РД, который был отвергнут дагестанским народом по результатам 3 референдумов! Такой способ правления в многонациональном Дагестане способствует расцвету этнического протекционизма и доминированию интересов правящих этносов. Восстановить институт Госсовета Республики Дагестан».
Читатель возразит, что «институт президентства» уже отменен. Но понятно, что дело не в термине. Речь идет об отмене единовластия, действительно приводящего к тем негативным явлениям, на которые указано в резолюции. Особенно дружно поддержали идею федерализации, приглашенные на съезд представители лезгинского общества «Садвал». Таким образом, можно констатировать, что в плане видения будущего политического устройства Дагестана наметился четкий водораздел: аварцы и даргинцы – за единый Дагестан, кумыки и лезгины – за федерализацию!
Важным является и пункт резолюции, гласящий, что «в случае игнорирования запросов и чаяний кумыкского народа федеральным центром, съезд оставляет за собой право начать политические и правовые процедуры защиты прав и интересов кумыкского народа на основе международно-правовых документов и актов». То есть напрямую обратиться в структуры ООН по защите прав коренных малочисленных народов. Это намерение съезд добрил единогласно. Разумеется, был поднят и пресловутый «кадровый вопрос». Доклад по нему сделал Гаджи Мирзаев. Если приведенные им цифры верны, то доля кумыков в структурах дагестанской власти действительно несоразмерно мала.
Съездом были приняты устав, резолюция, а также избран Национальный совет кумыкского народа в составе 50 человек. Председателем его стал Абсалитдин Мурзаев.
Кровопролитие не пройдет!
Стоит сказать, что на описанном мероприятии были и гости других национальностей: правозащитники Руслан Расулов, Гайирби Гайирбиев, Нурмагомед Магомедов и др. Судя по их выступлениям, они восприняли этот съезд как национальное проявление борьбы за построение гражданского общества в Дагестане. И в целом этот взгляд совершенно верен.
Не могу не отметить и присутствие на съезде известного столичного эксперта Константина Казенина. Константин наряду с рядом других экспертов давно специализируется на изучении проблем Дагестана. До недавнего времени он вращался в лакской среде, а теперь переключился на кумыкскую. Степень его погружения в тему видна из следующего примера. Как-то в ходе короткого обмена он сказал мне, что давнее, конца 90-х годов, аваро-даргино-лакское, с одной стороны, и кумыкское, с другой, противостояние от кровавого сценария спасли… братья Хачилаевы! «Кто это вам сказал?» – спросил я в изумлении. «Они сами так считали», – ответил он. Что тут можно добавить?!
Кстати, насчет кровопролития. Еще один столичный эксперт, госпожа Стародубровская: в ходе приватного обмена по вопросу агломерации я поинтересовался, будет ли, как того требует ФЗ 131, проведен опрос жителей, обреченных на этот процесс территорий. «Ну, если кто-то хочет кровопролития!» – фыркнула она. То есть она убеждена, что попытка провести эти проекты в законном порядке приведет к кровопролитию. И мы еще удивляемся, почему в столицах на нас смотрят, как на дикарей, которые чуть что – хватаются за нож…
Подпись под фото: Абсалитдин Мурзаев докладывает съезду кумыкского народа
Добавить комментарий