40743416372

Вроде бы мы уяснили для себя, что в ближайшие годы альтернативы маршрутным такси как общественному транспорту не предвидится. Их мобильность и способность довольствоваться узкими городскими дорогами находятся вне конкуренции. Разрешение на занятие пассажирским извозом – это не просто какие-то денежки, оплаченные в транспортном управлении или представителю «крыши» маршрута.

Теймур Абдуллаев

Вовсе нет. Если человек или группа водителей берутся осуществлять пассажирские перевозки по какому-либо маршруту, это означает то, что они берутся решить эту часть проблемы для города. А если берутся, то пусть будут любезны исполнять и обязанности, предписанные соответствующим регламентом. Как говорится, «любишь медок – люби и холодок».

***

Городской транспорт в Москве, например, начинает ходить примерно в 6 утра и ходит до поздней ночи. Должны быть установлены подобные требования и для наших маршрутных такси. А то в более-менее позднее время ни одной маршрутки в городе не встретишь. Руководители каждого маршрута должны определить порядок, регламентирующий нахождение на вверенном ему маршруте определенного количества единиц транспорта в течение рабочего дня. Город дает маршрутчикам маршруты как бы в аренду, а не просто так, чтобы ездили, где и когда кому захочется. Должен существовать своеобразный договор между городом и водителями, которые в ответ на это разрешение обязуются поставлять транспортные услуги в определенное договором время и на определенных условиях.

Водители на это могут возразить, что их машины – это их частная собственность, что они имеют право делать с ним что хотят. Это неправильная позиция. С такими мыслями пусть возят дрова и уголь тем, кто в нем нуждается. А в данном случае они выполняют свою часть муниципальных функций, и такие отговорки незаконны. Как-то по телевизору показывали молодого парня, водителя маршрутного такси. На вопрос, почему у него в салоне так грязно, он ответил, что он не уборщица, пассажиры сорят, а он за ними убирать не собирается. Это говорит об общей культуре человека. У себя дома он, наверное, убирает за гостями, и в своем кафе, если бы оно у него было, он бы тоже убирал грязные тарелки за посетителями, а здесь ему, видите ли, «западло».

Должен быть установлен строжайший контроль за техническим и санитарным состоянием автомобилей, выходящих на маршрут. Необходим общий регламент по размещению пассажирских кресел, а то каждый размещает сидения так, как бог на душу положит. А это, кстати, напрямую угрожает безопасности пассажиров. При лобовом столкновении пассажиры, сидящие боком к движению, как горох, посыпятся вперед, давя друг друга и получая увечья. Некоторые настолько уплотняют сиденья, добавляя дополнительные, что пассажиры едва помещаются на них.

Мне опять же могут возразить, что государство не дает им ни копейки. Успокойтесь, возмущенные! Все это включено в цену проезда. Из этих денег можно выделить часть на благоустройство своей машины. В чем-чем, а в борьбе за повышение оплаты за проезд водители действуют очень сплоченно. Сегодня проезд стоит 14 рублей, очень многие пассажиры дают 15 рублей и сдачи не забирают, водители эти лишние деньги на дорогу не бросают, я этого ни разу не видел. Значит, чаевыми не гнушаются, а помыть салон за пассажирами им в тягость.

***

Проблема провоза детей. Когда я был ребенком, то пользовался месячным проездным билетом, который для детей стоил меньше, чем для взрослых. Детям и сегодня нужно самим, без взрослых, передвигаться по городу. Это в основном дорога в школу и обратно. Особенно много детей я вижу на проспекте Акушинского, школы там расположены далеко друг от друга, пешком идти далеко, да и дороги грязные. Вот они и стоят после занятий группками, сгрудившись, как стайки голубей, с просящими улыбками пытаются голосовать. Подавляющее большинство водителей проезжает мимо, так как не уверено в их платежеспособности. А подвезти бесплатно – что называется «жаба душит». Мой приятель пишет: «Моей дочери было 10 лет. Мы не успевали ее забирать из секции гимнастики, но на всякий случай дали ей денег на маршрутку. Девочка простояла 40 минут, но никто ей машину так и не остановил…»

Мухаммад Магомедов с Абдуллой Габибуллаевым и еще 15 подписавшимися пишут: «Сегодняшний день подтолкнул написать обращение ко всем водителям маршрутного такси. Дело в том, что уже на протяжении долгого времени я наблюдаю несправедливую закономерность. Некоторые водители не останавливаются перед голосующими детьми. Почему? Даже когда маршрутка пустая, водитель проезжает мимо ребенка, который машет ручонкой. Очень часто со словами « я сам за него заплачу» я прошу водителя, чтобы он остановил машину. Я не понимаю их мотивации. Ведь у них у самих есть дети. Неужели им хотелось бы, чтобы их дети мерзли или мокли, голосуя на дороге? И дело даже не в деньгах. Я сомневаюсь, что родители, зная о том, что ребенку нужны деньги на проезд, отпустят его с пустыми карманами. Может, им просто неохота останавливаться из-за детей? Уважаемые водители, если уж вы занялись развозом, то, пожалуйста, не нужно выборочно останавливаться перед людьми. Завтра на их месте может оказаться кто-то из ваших родственников или детей!»

Есть водители, и их немало, которые не крохоборничают в подобных случаях, а останавливаются и подбирают детей, а когда те пытаются расплатиться за проезд, не берут у них денег. Честь им и хвала за их доброту! Особенно много таких водителей я замечаю на ленинкентских маршрутах: 46, 125, 125 «А». Там, на выезде из Ленинкента, находится средняя школа, прямо на трассе по дороге в Махачкалу, и очень многим детям из этого большого поселка сложно добираться туда и обратно. От своего лица и от лица всех родителей выражаю огромную благодарность таким водителям.

***

С нарушениями в работе маршрутных такси бороться надо сообща: городской администрации, ГИБДД и нам, простым людям. Для детей и пенсионеров необходимо ввести пониженную плату за проезд, в районе 8 рублей, чтобы уравнять с платой в троллейбусах. Обязать водителей размещать в салоне своей машины правила, установленные администрацией, и номер горячего телефона, чтобы можно было оперативно пожаловаться на конкретного водителя. А то у них все салоны в рекламе натяжных потолков и образцах шоферского юмора: «Место для удара головой». Не только мы, но и каждый водитель должен осознать, что, перевозя детей, он участвует самым непосредственным образом в формировании нового поколения, которое будет лучше нас, образованней, нравственно чище. И это благородная миссия, почти такая же, как миссия педагога.

***

Есть с моей стороны еще нарекания в адрес водителей. Не такие принципиальные, как описанные выше. Курение в салоне я им легко прощаю. Курящему человеку нелегко воздерживаться от этой пагубной привычки целый рабочий день. Пусть лучше курит, чем нервничает за рулем и по этой причине нарушает правила, ставя под удар жизни пассажиров. За телефонными разговорами, которые запрещены во время нахождения за рулем, пусть тоже следит кто-нибудь другой, ГИБДД например. Мне кажется, опытного водителя это не очень отвлекает от выполнения своих обязанностей. Очень раздражает громкая музыка из динамиков. В маршрутке едут 15 человек, у каждого – свои музыкальные вкусы. Почему мы должны следовать вкусам одного человека, он же водитель маршрутки, а не диск-жокей. Пусть слушает музыку, которая ему нравится, без динамиков, так, чтобы слышал только он, неужели это трудно понять?

***

Я не нашел правил наших организаций «Махачкалатранс» и других. Хочу привести несколько выдержек из аналогичных правил, принятых для города Рыбинска: «Водитель обязан: обеспечивать безопасность перевозки пассажиров в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Содержать транспортное средство в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими нормами и стандартами. Осуществлять перевозку пассажиров в маршрутном такси, состояние которого отвечает требованиям Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации».

Уверен, у нас тоже есть подобные правила! У меня личная просьба к тем, от кого это зависит, контролировать их выполнение.

Я взрослый человек и знаю цену куску хлеба, зарабатываемому рабочим человеком. Хлеб водителя маршрутного такси очень нелегок и порой горек. Каждый рабочий день на маршруте стоит водителям немалых нервов и физических усилий. Несмотря на это, хочется улучшений в сфере городских пассажирских перевозок. Мы, по-моему, это заслужили хотя бы тем, что платим исправно за проезд в общественном транспорте.