1669018913

Иудейский царь Ирод получил от волхвов пророчество, что следующий царь Иудеи родится в Вифлееме. Волхвы скрыли от него место рождения маленького Иисуса. Ирод послал войска в город и приказал предать смерти всех младенцев младше двух лет. Иисус с родителями в это время был уже в Египте. Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома, вырывали детей из рук матерей и жестоко убивали их.

Теймур Абдуллаев

Современная история России буквально пестрит катастрофами, чей масштаб не меньше злодеяний, описанных в Библии. Один из самых трагических эпизодов последних лет – захват террористами 1 сентября 2004 года средней школы в Беслане. Десять лет прошло, но, вспоминая это событие, каждый человек содрогается, вне зависимости от того, имел он прямое отношение к этой трагедии или нет.

Десять лет назад я работал в Москве. 1 сентября отличалось от любого летнего дня повышенным обилием машин на дорогах и как следствие большим количеством пробок: начало учебного года, что тут поделаешь? Только вечером я узнал из теленовостей о захвате бесланской школы. Как в то время, так и сейчас, подобные проявления экстремизма случались нередко. Но властям удавалось договариваться с террористами, обманывать их, спасать заложников. Казалось, что и сейчас произойдет нечто подобное. Мы все спокойно ходили на работу, стараясь держаться в курсе новостей.

День первый

День первый начался, как обычный праздник начала учебного года. Родители, нарядные дети, школьная линейка. Погода еще по-летнему теплая. Мероприятие началось, как обычно, по плану. Надо знать Беслан. Это маленький городок, вроде нашего Буйнакска, все друг друга знают с детства. Любой праздник, в том числе и начало учебного года, там становится всеобщим. Именно поэтому на школьной линейке собралось так много людей. Вдруг подъехали военный грузовик «ГАЗ-66» и «Жигули» седьмой модели, из которых высыпали вооруженные люди, стреляющие в воздух. Террористы стали загонять ничего не понимающих людей в здание школы. Сразу появились первые жертвы. Бандиты убили двоих мужчин, а кто-то из местных застрелил одного террориста. Большинство людей согнали в спортзал, раздевалки и столовую. Спортзал заминировали, подвесив взрывные устройства на тросе, растянутом от одного баскетбольного кольца до другого.

Мужчин, оказавшихся в заложниках, заставили создавать укрепления внутри школы на случай возможного штурма. После выполненной работы, когда физически сильные и потому потенциально опасные заложники стали не нужны, мужчин стали расстреливать группами, а потом выкидывать их тела со второго этажа вниз. В это время большинство заложников, женщин и детей томились в душном спортзале.

В первый день, по свидетельству очевидцев, случайно взорвалась одна девушка-смертница. Заложники, получившие ранения от этого взрыва, почти все были добиты террористами.

День второй

С террористами пытались вести переговоры. В Беслан понаехали депутаты, желающие, видимо, напомнить о себе обществу. Были развернуты штабы по руководству переговорами и возможным штурмом. Как всегда, было слишком много желающих засветиться перед начальством, и слишком мало тех, кто мог бы взять на себя полное руководство и ответственность. Реальным авторитетом, даже у террористов, пользовались два человека, которых они потребовали как гарантов на переговоры. Это были детский доктор Рошаль и бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Руслану Аушеву дали возможность зайти в школу, он провел там какие-то переговоры. В результате он вывел из ада 24 человека – женщин с грудными детьми. После его ухода заложникам перестали давать воду. Напомню, большинство заложников – дети школьного возраста. Жара, страх и безнадежность, казалось, были разлиты в воздухе.

Я и все мои знакомые, следившие за развитием ситуации, единодушно понимали, что силовой вариант решения не допустим. Это было ясно любому здравомыслящему человеку.

День третий

Обессилевшие дети вынуждены были пить собственную мочу. Раненым никто не оказывал никакой помощи. Только сами заложники разрывали остатки своей одежды, чтобы перевязывать раненых. В этот третий день я находился в московской квартире, около телевизора. Рядом со мной – осетин из Беслана, Валера. Вдруг стали показывать взрывы и бегущих людей. Валера многих из них знал – и взрослых и детей. Его собственные дети, к счастью, учились в 8 школе и были в относительной безопасности. Жутко было смотреть на бегущих окровавленных ребятишек и женщин. Потом начался штурм школы. Не верьте, что боец спецназа может намного больше, чем рядовой гражданин! Это ложь или самообман. Скорость прохождения нервных импульсов по волокнам одинаковая и у профессионального спецназовца и у обычного человека; значит, и реагировать выстрелом они будут с одинаковой скоростью. Все сказки о спецоперациях – это миф, ложь. Не спасают заложников малыми силами и малой кровью нигде и никогда! В штурме школы участвовал танк Т-72, который вообще не мог обладать избирательностью в стрельбе. Кадры, показывающие штурм, свидетельствовали, что атакующие войска просто обрушили шквальный огонь на многострадальное здание школы и спортзал. Им вторили местные жители, стреляя из охотничьих ружей. В фильмах про спецслужбы показывают, как на тренировках агенты врываются в помещение и ведут избирательную стрельбу по мишеням; тот, кто попадает в силуэты заложников, не проходит испытания. В Беслане почти никто не прошел испытания. Террористы заставляли женщин и детей стоять в окнах в виде живых щитов. Террористы стреляли из-за их спин. Свидетельницы, оставшиеся в живых, говорили о том, что все время кого-то убивали из тех, кто был живым щитом. Убивали освободители, снаружи, а не изнутри.

Танк Т-72 стрелял осколочно-фугасными снарядами по помещениям школы. Бойцы, ведущие атаку, применяли выстрелы из огнемета «Шмель». О какой-либо точечной работе стрелков говорить не приходилось. Конечно, снайперы делали свое дело так, как могли. СВД как раз и есть такое оружие точечного применения, но если ты стреляешь из снайперской винтовки по боевику, а рядом садит свои осколочно-фугасные снаряды танк, то какой смысл во всем этом? Это происходило на глазах у несчастных родителей школьников, которые располагались у охраняемого периметра.

В кухне дети залезли под столы. Две девочки пытались спрятаться в алюминиевой кастрюле… Ад стоял кромешный. После взрывов, произошедших, как говорят, случайно, первая волна заложников бросилась в окна, на свободу. Именно их мы и видели, сидя в спокойной московской квартире днем 3 сентября. Основной бой продолжался до полуночи. В результате взят живым один террорист. Остальные были убиты при штурме.

Родной хукумат

Я даже и не удивляюсь его телодвижениям. Любой человек в трудной ситуации пытается себя обелить и переврать произошедшее в свою пользу. Такова человеческая природа. Но на то и существуют социальные институты, чтобы увеличивать в нашей жизни количество объективного. Подобные ситуации должны быть прозрачными, если только оперативная обстановка не требует обратного.

Представители штабов (прямые представители правительства) начали с прямой лжи. Они объявили о том, что захвачено около 360 заложников, ведутся переговоры и так далее. На самом деле террористы захватили около 1100 заложников. Почти в три раза больше, чем заявлено властями. Конечно, это делается для того, чтобы в какой-то момент сказать, что все заложники убиты террористами. Следовательно, в здании остались одни террористы. Подобное вранье один раз на моей памяти уже озвучивал генерал-майор Михайлов в Первомайске. Салман Радуев подошел тогда к группе заложников с радиоприемником в руках и сказал: «Видите, вас уже нет в живых, вас уже списали». Это мне рассказывал один из его бывших заложников.

Озвученное число означало, что достаточно спасти хоть 360 заложников для объявления операции освобождения успешной. Если бы удалось спасти большее число, сослались бы на неточные данные и все равно оказались бы на коне, ведь победителей не судят! Вы вправе сказать мне: «А какой вариант ты можешь предложить? Со стороны умничать легко!»

Не знаю… Существуют ведь ассиметричные меры воздействия. Терроризм – болезнь, поразившая всю планету, некоторые страны борются с ним успешно. Почему, например, в Грузии и Азербайджане никакого терроризма нет?

Жертвами террористического акта в Беслане стали 334 человека. Город на многие годы погрузился в траур. Беслан уже никогда не будет таким, каким был до этой трагедии. Беспечным, веселым и беззаботным городом добрых соседей. Вифлеем не сравнится с Бесланом.

Те первоклассники, которым удалось остаться в живых 1-3 сентября 2004 года, этой весной окончили среднюю школу…