48828913020

Краеугольный камень – первый камень, который кладут в основание строения, он принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо. Все в нашей жизни устроено или как прямая или как обратная пирамиды. Например, из тысячи ребят, занимающихся вольной борьбой, сто человек становятся кандидатами в мастера спорта, и только один завоевывает звание чемпиона мира.

Теймур Абдуллаев

Есть и обратные пирамиды. Это когда на плечах одного человека вырастает целая перевернутая пирамида из учеников, последователей и почитателей таланта этого человека. Эти люди являются краеугольными камнями нашей цивилизации. Таким был Исаак Ньютон, таким был Альберт Эйнштейн, на плечах которого возникла целая наука – релятивистская физика. Таким был Пушкин, на плечах которого возникло новое образование – современный русский язык. Собственно, о поэтах я и хотел сегодня поговорить, вернее, об одном поэте. Пушкиниана – это совокупность произведений о Пушкине и его творчестве. Это почтовые марки, посвященные ему или его персонажам, это научные и культурные работники, которые сделали своей профессией изучение его жизни и его произведений. Поэтов в России, значимых, было не так много, как хотелось бы ожидать от такого крупного организма, которым была Российская империя. Еще меньше их было в других народах. Быть поэтом, настоящим поэтом – нелегкое поприще.

***

Поэзия – это особая форма организации речи, но просто рифмовать свои мысли – этого мало для того, чтобы считаться поэтом. Почти любой человек, в совершенстве владеющий своим языком, может рифмовать свои мысли, но только мудрец, мыслитель, стоящий выше остальных, может стать поэтом. И даже этого мало! Настоящий поэт сжигает себя в горниле жизни. Поэт – это не профессия, а способ жизни. В разные времена в разных странах правители прикармливали поэтов, чтобы добиться славы просвещенных владык. В другие времена поэтов подвергали гонениям, всякое бывало… Настоящему поэту больно жить, поэтому они часто уходят из жизни молодыми. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Маяковским, Высоцким… Владимиру Семеновичу Высоцкому принадлежат строки: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души». Это очень верная строчка.

Но есть и такие поэты, которые преодолели критический рубеж в 37-45 лет. Они не исписались после этого возраста, не потеряли желания нести людям свой свет. Омар Хайям прожил 83 года. Великий поэт наших дней Расул Гамзатович Гамзатов прожил 80 лет. Скоро просвещенные люди нашей страны будут отмечать 91-летие со дня его рождения. Я помню передачу, посвященную его 60-летию, которая транслировалась из Театра русской драмы в Махачкале. Весь цвет культуры Советского Союза присутствовал на этом мероприятии. Такие люди, как Роберт Рождественский, Кайсын Кулиев и многие другие, выступали с поздравлениями. Нам, тогдашним жителям республики, казалось, что такое явление, как народный поэт Расул Гамзатов, пребудет с нами вовеки. Для многих жителей страны его имя было своеобразной визитной карточкой республики. И мы, дагестанцы, жили с ощущением того, что достаточно назвать его имя и нам в ответ скажут: «А, знаем, это солнечный Дагестан». Ничего вечного не бывает… Люди смертны, и Расула Гамзатова нет уже среди нас. Мудрость, облеченная в стихотворную форму, живет дольше. Мудрость Хайяма живет с нами уже почти тысячу лет, мудрость Омарла Батырая живет с нами 150 лет. Мудрость Расула Гамзатова переживет многие поколения ныне живущих. С этим не поспоришь.

Были нечистые языки, которые говорили, что своей славой он обязан переводчикам, в первую очередь Якову Козловскому. Это ложь. Поэзию, действительно, трудно переводить на другой язык, но если в строчках нет сердца, нет боли, то никакой перевод не превратит плохие стихи в хорошие. В 80-е годы журнал «Юность» опубликовал некоторые стихи Якова Козловского. Я далеко не литературовед и не филолог, но тогда еще понял, что он неплохой поэт, но главное его кредо – быть переводчиком. И очень хорошо, что два гиганта словесности встретились и трудились на одной стезе.

***

Расул Гамзатович был одним из четырех сыновей в семье. Двое его старших братьев погибли на фронте, младший стал академиком. Расул один пошел по дороге отца. Его отец Гамзат Цадаса говорил, что у каждого в жизни должна быть своя тропинка в прямом и в переносном смыслах. Так оно и случилось – у Расула Гамзатовича состоялась своя творческая судьба, отличная от отцовской. Со стороны могло казаться, что он счастливчик, баловень судьбы. Думаю, это не так. Поэт, написавший такие произведения, не может быть счастливчиком и баловнем. Все происходящее вокруг себя он пропускал через свое сердце, а это очень нелегко. В газете «Дагестанская правда» в 80-х годах было опубликовано его стихотворение, посвященное одной из своих внучек. Там он ее спрашивает: «Почему ты так горько плачешь в своей колыбельке? Ведь ты не знала войн, не испытывала голода, не знала потерь?» И внучка ему как бы отвечает: «Ты все это уже испытал, а у меня все еще впереди». Удивительно точное стихотворение, вроде бы простая мысль, но пока я не прочитал эти строчки, эта мысль сама не пришла мне в голову. Поэты и мудрецы являются своеобразными передатчиками мудрости для нас, простых обывателей.

Хочу закончить строчками одного из его стихотворений, которое мне очень нравится:

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

В душу нам глядят цветы земли,

Добрым взглядом всех, кто с нами рядом.

Или же потусторонним взглядом

Всех друзей, что навсегда ушли.