Небратство
Среди современных российских писателей есть у меня один любимчик. Это Герман Садулаев. Те его произведения, которые я успел прочесть, мне очень нравятся. Он не стал замыкаться на кавказской тематике, выпустил недавно повесть «Таблетка», за которую получил какую-то хорошую премию. Герман – человек, который мыслит широко, но иногда за этой широтой он сам, к сожалению, не поспевает.
Теймур Абдуллаев
Недавно прочитал его статью «Небратья», где он пишет о крахе идеи панславизма. Каждый автор, которым овладела какая-нибудь идея, пытается максимально аргументированно ее обосновать. Чаще всего у талантливого человека это получается. Поэтому мы обычно верим людям, вещающим нам из зомбоящика, если говорят они искренне, пропуская тему через себя.
Герман Садулаев пишет: «Однако только вчера, вдруг, внезапно стало ясно, что никакого славянского братства не существует. С удивлением и горечью мы увидели, что есть у нас некоторые соседи-славяне, которые говорят, как и мы, на русском языке или на каких-нибудь диалектах русского языка, они чем-то похожи на нас внешне, или нам так казалось, но все они нам совершенно чужие. Не братья, не родственники, даже не однофамильцы. Не враги, нет. Просто совершенно чужие. Посторонние». Блогеры, высказываясь на его полосе, в основном поддерживают эти мысли. В их аргументации мелькают такие слова, как пассионарность, этносы, исторические судьбы… Всем им уже ясно, что украинцы русским – «небратья», что украинцы служили во время войны в СС и так далее. Чушь собачья. Украинцы служили в СС, русские служили в СС, даже башкиры служили в СС. Но – одна оговорка: это делали лишь некоторые из украинцев, русских, башкиров. Может, даже были и дагестанцы, которые там служили…
У Льва Николаевича Гумилева, при всех слабых сторонах его теории, есть много бесспорных позиций. Одна из них – наличие таких явлений, как позитивная и негативная комплиментарность. Это не совсем то, что мы называем симпатией и антипатией. Это, скорее, готовность испытывать эти два чувства. Так вот, по моему и по Льва Николаевича убеждению, мы, живущие там, где мы живем, испытываем позитивную комплиментарность (готовность испытывать симпатию) ко всем, живущим восточней линии Хантингтона, которая проведена по нулевой изотерме января, отделяющей Восточную Европу от Западной. Восточней этой линии живут русские, украинцы, грузины, дагестанцы, казахи, узбеки и множество других народов.
Кстати, и западней ее множество народов испытывают к нам, восточным жителям, позитивную комплиментарность. Я могу выделить только несколько исключений. Это поляки, и, может быть, прибалты. Основой их антипатии я могу назвать два фактора: принадлежность к католицизму и исторический фактор аннексии их территорий. Чехи, венгры, словаки, немцы, французы, испанцы никакой антипатии к нам не испытывают.
У нас, дагестанцев, в силу исторических фактов, таких как Кавказская война 19 века, может было бы больше оснований испытывать отрицательную комплиментарность к русскому народу, но (то ли в силу ли нашего природного добродушия, то ли в силу природного добродушия русского народа) ничего подобного не наблюдается. Наоборот, мы тянемся друг к другу. И дело не в том, что в России есть нефть и газ, а у нас нет ни того, ни другого. Ты дубинкой не заставишь одного человека любить другого, если он ему немил. Одним из показателей вектора комплиментарности является факт межнациональных браков. Если люди находят себе пару в представителе другой национальности и потом живут душа в душу, то это и есть показатель того, что существует братство между разными народами.
Вернемся к русскому и украинскому народам, тут ясно одно: Порошенко и Путин пришли и когда-нибудь уйдут, а народы останутся. Под чьим протекторатом останутся те или иные земли? Это вопрос, который должен интересовать правителей, чиновников, министров, силовиков. С какого перепугу это должно занимать простых людей, я не понимаю. Самое страшное в этой ситуации то, что сегодня льется кровь с обеих сторон. И конца этому пока не видно. Ответственность, конечно, лежит на правительствах наших стран, но от этого никому не легче.
Да, история человечества – это история войн, но очень не хочется подтверждать бесспорный тезис своей собственной кровью.
Добавить комментарий