Там, где все горбаты, стройность становится уродством. Бальзак

Как бы мне ни хотелось представить себе случившееся страшным сном, но это наша реальность. Мне уже говорили, показывая на Муху Алиева, что разговоры о совести, справедливости, возрождении исконных ценностей – это замечательная ширма для того, чтобы заниматься всем тем, что принято подвергать осуждению. Мне говорили, но я не верил. Я, наверное, неисправимый оптимист. Я надеялся и верил, что у каждого человека должен быть шанс сделать что-то хорошее. Правы оказались те, кто не верил…

Заур Газиев

Случилось…

И вот это случилось! И. о. мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов ушел в отставку, и на это место сел Магомед Сулейманов. Дагестанская эпоха дворцовых переворотов продолжается, и делать хорошую мину при плохой игре уже не получается. Почему-то после всего этого такое чувство, что нам всем плюнули в душу. Муртазали Рабаданов мне лично не друг и не приятель, но я видел, что этот человек начинает наводить порядок в городе. Без самопиара, шума, пыли. У него не было карманной пресс-службы и своей программы на ТВ, где рассказывалось бы, что благодаря ему солнце встало. Для него должность мэра не была предметом грез и мечтаний. Человек просто делал свою работу, а заодно давал нам надежду на то, что когда-нибудь Махачкалой будут грамотно и системно управлять. И делать это будут не убийцы, не воры, не бандиты и казнокрады, а профессиональные менеджеры, заинтересованные в том, чтобы наша столица была городом, а не большой бетонной мусоркой. Времени у него было мало. Даже если он что-то и успел, теперь вряд ли нам об этом расскажут. Но сейчас речь не о нем! Сейчас речь о том, сколько вообще можно издеваться над горожанами, лишая их права выбора того, кто будет руководить городом. Опытный-преопытный и невозможно волевой хозяйственник Амиров довел город до ужасающего состояния. Наши дороги – это издевательство над водителями, наши автомобильные потоки – хаотичны и не отрегулированы, архитектурный облик – отдельная песня, полная слез. Напоминаю, был у нас хозяйственник с большой буквы. Теперь у нас другой хозяйственник…Тоже, наверное, с большой буквы. Судя по тому, чем обосновывался выбор кандидатуры Сулейманова на должность и. о., мало верится, что кто-то действительно хочет навести порядок в Махачкале. От людей, которые заходят в твой дом через черный ход, не ждут ничего хорошего. Помнится, когда Амиров приходил во власть, нам открытым текстом сообщили, что он богат и деньги ему больше не нужны. Судя по проданным тротуарам и зеленым зонам, это оказалось совсем не так. Меня лично просто бесит, что дагестанской столице опять навязали такого же хозяйственника, как и САД.

Когда Рамазан Абдулатипов говорил о борьбе с кланами, о том, что нужно давать дорогу молодым, мне очень хотелось ему верить. Мне очень хотелось верить, когда речь шла о новых людях, не участвующих в клановом или коррупционном разделении труда в Дагестане, что именно им и будет дан шанс. Господи, да чем же мы перед тобой так провинились, что нам в качестве градоначальника достается человек, личностные качества которого должны были оставить его в прошлом! Неужели в Дагестане уже не осталось никого из грамотных, образованных, не связанных своим прошлым со старой номенклатурой людей?! Почему все снова побежали по тому же самому заколдованному кругу?! Почему самым достойным человеком вдруг оказался тот, кто и по-русски-то толком не говорит, про его образование и кругозор вообще говорить не хочется. История с предложением Салахбекову побороться весьма характеризует его. Может быть, Магомед Сулейманов как человек – очень хороший, я не знаю его лично, но городом должны управлять люди с принципиально другой мировоззренческой концепцией. Ничего этого в нынешнем и. о. нет и в помине; я не знаю ни одного доброго дела, сделанного этим человеком. Ни одного! Очень хотелось бы изменить свое мнение о нем, но он не оставил для этого даже самого маленького мостика. Проведите честный анонимный опрос, что по данному поводу думают махачкалинцы; уверен, что он поставит все на свои места. Возвращение к Амирову-next – нехороший исторический опыт! Как потом из населения делать граждан, если в таких важных вопросах им даже не пытаются объяснить, чем вызвано принятие такого решения. Какая вдруг возникла необходимость?! С другой стороны, лично я ничего не знаю о претензиях главы республики к Рабаданову. Надо сказать, что в последний раз таким же непопулярным решением было возвращение в правительство Махачева…

Я уже много раз писал: прошлое не должно возвращаться – его место в прошлом. Люди, которые этого не понимают, оказываются сметенными обстоятельствами. Я понимаю, когда есть лишние два арбуза, можно себе позволить поспорить с судьбой, но итог все равно будет тот же самый!

Улыбайтесь, господа!

Я понимаю, почему Рабаданов уходил, улыбаясь. Полагаю, что причина не в награде, а в том, что он как умный человек понял: концепция поменялась, ему в этом раскладе места нет. А еще как математик он знает, чем весь этот ахыр заман закончится. Жаль, что Муртазали Хулатаевич не дал интервью и предоставил массу поводов для домыслов. С другой стороны, врать человек не хочет, а правду сказать не может. Каждому в этой жизни есть что защищать, и с возрастом понимаешь, что стоит защищать только то, что принадлежит тебе, в остальных случаях можно только сочувствовать. Что защищать в Махачкале Рабаданову, если сами горожане не готовы отстаивать свой город, замусоривая, ломая, уничтожая… Сулейманову, судя по всему, уже есть. По социальным сетям в Интернете уже ходят планы реконструкции проспекта Имама Шамиля. Как сообщил министр экономики, первые выделенные средства – 45 млн. рублей – пойдут на разработку генерального плана реконструкции, еще 65 млн. рублей будут выделены на разработку проектно-сметной документации. Как вам?! Только на бумаги уйдет 110 млн. рублей!!!

Почему вопрос реконструкции встал только сейчас? Почему раньше и слухов об этом не было? Это подстава? Дорожное полотно уже лет пять требует ремонта, но никого это не интересовало. А сейчас вдруг увидели проблему, обозначили ее, нашли деньги! Где вы все это время были?! Вам людей, которые после каждого дождя или таяния снега переправлялись вброд через реки грязной воды, не жалко было???

Не хочу никого обижать; возможно, Сулейманов станет лучшим мэром всех времен и народов, к нему будут приезжать за положительным опытом. Но пока ничего об этом не говорит. Быть мэром Избербаша при двоюродном брате министре финансов, иметь бюджетных денег на душу населения в восемь раз больше, чем в Дербенте, – это не достижение! И когда говорят о том, какой Избербаш чистый и ухоженный город, я не спорю, что это достижение Сулейманова. Но любому думающему человеку я предлагаю задуматься, почему такое происходило и возможно ли повторение этой ситуации в Махачкале? Узнать, так это или нет, нам поможет только время. Осталось только набраться терпения. Буду рад, если все окажется не так, как я предполагаю.

Во всяком случае, уже в понедельник на моей улице каким-то загадочным образом оказались рабочие, латающие дорогу после зимы… Остается надеяться, что и. о. не сменится таким же загадочным образом, как и появился, иначе ямы, которые появятся в результате реконструкции, никогда не исчезнут…

Маленький вопрос

И еще один аспект данного вопроса: почему, когда говорят о человеке, которому достается должность, у нас практически не оказывается людей, о которых можно говорить как о хорошо образованных, глубоко порядочных, благородных людях?! Что у нас за карма такая, что за наказание: имея историю горских вольных обществ, становиться вассалами тех, кто при советской или при любой другой приличной власти должны были бы сидеть в тюрьме?! По сути и по логике своих действий они не изменились. Просто костюмы на них хорошие, галстуки, часы, туфли, но в голове все те же криминальные схемы. А может, дело все-таки еще и в нас, гражданах, которым почему-то нужна жесткая рука, ежовые рукавицы и т. д.? Может, и самим на себя следует оборотиться, подумать, почему мы живем в таком бардаке, несмотря на то, что наши люди при личном знакомстве, безусловно, самые замечательные. Ведь, по сути, замена Рабаданова на Сулейманова – это символичный показатель того, что все снова вернулось на круги своя. Что интеллигентный, образованный, честный, благородный человек проигрывает бруталам из девяностых, что система этого образованного человека не защищает, общественное мнение не защищает. Все, что с ним соприкасается, отвергает его на уровне базовой программы? Я всегда писал, что наша жизнь полна знаков и символов и нужно уметь читать их. Тогда многое раскрывается. Каждый человек – архитектор своих несчастий!

У меня всегда было больше поводов любить наших людей, нежели злиться на них. Сейчас мне нас жалко. Мы растранжирили все шансы, которые нам предоставляла судьба, мы потеряли время, людей, надежды, веру в то, что за красивыми словами могут последовать такие же правильные дела. Мы – дети, которые разобрали все свои любимые игрушки и не в состоянии собрать их. Что касается нынешнего главы, то по отношению к нему есть одно очень болезненное чувство – разочарование.

Где-то вычитал афоризм, что самое сильное и горькое чувство – разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть. После них остается хоть что-то в душе, после разочарования – пустота…