111761714795

В сентябре 2013 года самовыдвиженец Галина Ширшина неожиданно для всех выиграла выборы мэра Петрозаводска. Первая в истории столицы Карельской Республики женщина-управленец ведет себя как европейский политик: отменяет инаугурацию и золотые парашюты для чиновников, выкладывает в Интернет отчеты о проделанной работе, общается с соседями во дворе и мечтает, что когда-нибудь на улицах города появится бесплатный Wi-Fi. The Village связался с Галиной по скайпу и узнал, как изменилась жизнь в Петрозаводске за пять месяцев ее мэрства.

– Есть мнение, что чиновник в России должен быть страшным, важным, суровым и серьезным. Это совершенно не ваш случай. Вы – красивая молодая женщина. Как вас занесло на эти галеры?

– Спасибо за комплимент, во-первых. Во-вторых, я не очень разделяю это мнение. Стереотип, что чиновник должен быть большим и важным, может, и существует, но вот с тем, что он должен быть страшным, я не сталкивалась. Я стараюсь быть максимально близкой к людям, которые живут вместе со мной в Петрозаводске. Например, во время вечерних прогулок с собакой я часто обсуждаю вопросы городского хозяйства со своими соседями. Чем ближе к народу, тем лучше, потому что мои работодатели – горожане.

– Как на вас горожане реагируют? Они же знают, что вы мэр, глава города, серьезный человек, а тут так просто вышли во двор, гуляете с собакой, общаетесь с соседями, все по-свойски.

– В последнее время у меня стало меньше личных контактов, хотя я очень об этом жалею. Просто я сбила свой график, стала поздно выходить на прогулки. Я спокойно общаюсь и не ощущаю, что от меня шарахаются, потому что я мэр города. Люди рассказывают, что у них происходит в семьях, еще где-то. На прошлой неделе была детская конференция «Будущее Петрозаводска». В коридоре мы столкнулись с мальчиком, который часто выгуливает собаку в нашем дворе. Мы с ним переговорили, я спросила, как собака, как родители.

– Кстати, какой породы у вас собака и как ее зовут?

– У меня ротвейлер, очень добрая, зовут Кэри. Она у меня воспитана в строгости и любви.

– Как получилось, что человек без управленческого опыта, не работавший в госструктурах на таком уровне, выиграл кресло мэра?

– Я никогда не была чиновником, но я не согласна с тем, что у меня нет управленческого опыта. Во-первых, я работала руководителем профсоюзной организации. До этого долгое время руководила межфакультетской кафедрой психологии Петрозаводской педагогической академии, это тоже серьезный опыт. Я была членом ученого совета университета. Где-то за месяц до выборов стала директором издательского дома. Просто так совпало все, что я приняла решение увольняться из университета и те, с кем я сотрудничала, газета «Карельский перешеек», издательский дом «Губерния», предложили мне работу, а потом переигралось все, потому что я начала активно заниматься выборами.

***

– Вы все-таки не публичный человек, ни имиджево, ни политически – и в Сети о вас мало информации.

– Я была бы счастлива, если бы и сейчас в Сети обо мне было как можно меньше информации. Ничего хорошего мне это не принесет, и людям от этого ни горячо, ни холодно. Есть хозяйственные проблемы, мы их более или менее решаем, по крайней мере, стараемся решать. Но свою личную и семейную жизнь я стараюсь охранять. Публичность очень опасна, она нарушает отношения внутри семьи, искажает восприятие самого себя.

– У вас при этом есть страница «ВКонтакте» – правда, вы на нее давно не заходили. Вы общаетесь с горожанами через социальные сети, они вам что-то пишут, поздравления оставляют?

– Я должна открыть страшную тайну: у меня вообще нет возможности выходить на свою страницу. Но мы отслеживаем ее состояние, смотрим, какие комментарии оставляют пользователи. Обращений много, поэтому я практически ни с кем не переписываюсь. Мои девочки из пресс-службы делают мне сводку: что пишут СМИ о событиях в городе и в стране, что обсуждают горожане на форумах. Так я могу держать руку на пульсе. Это очень опасно – оторваться и решать глобальные политические задачи, абсолютно не отражающие потребности населения, которое тебя сюда поставило.

– Вы бойкотировали инаугурацию и отменили золотые парашюты для руководителей, то есть пренебрегли чиновничьим протоколом. Как отреагировали ваши коллеги?

– Никакой юридической нагрузки инаугурация не несет. Состоялись выборы – человек приступил к обязанностям. Такая же работа, как любая другая. Не вижу смысла обставлять это все какой-то красотой. Если бы это была столетняя традиция, которую поддерживал и отмечал весь город, я бы поняла. Причем я не со скрипом это делаю: чем меньше мы организуем таких мероприятий, тем для меня лично лучше. А если еще и экономия бюджета получается, я счастлива.

***

– Кто из мэров городов мира вам больше всего нравится и почему? Кто для вас служит примером в плане управления, изменения городской среды?

– У меня есть книга «Мировые столицы», я пытаюсь выкраивать время и читать ее, она даже лежит возле моей кровати. Не могу сказать, что есть какие-то авторитеты. Мне симпатичен подход Валентины Матвиенко к решению городских проблем. Когда мы с ней встречались, я еще раз подтвердила для себя, что для меня эта женщина – пример хозяйственника, пример менеджера. За час нашей беседы она умудрилась грамотно расставить акценты, на что нужно обратить внимание, и по каждому направлению работы сказала, что конкретно надо сделать.

Недавно я была в шведском Умео, городе-побратиме Петрозаводска. Мэр Умео занимает свой пост уже 19 лет. Он вообще шикарный управленец, очень близок к народу. Ходит на работу и с работы исключительно пешком. Его коллеги рассказывали мне, что, когда они идут по городу вместе с ним, получается в четыре раза дольше, чем, если без него, потому что он очень общительный и всегда останавливается поболтать с горожанами. Я спросила у него: «Что самое важное в вашей работе?» Он ответил: «Самое важное – сделать так, чтобы все договорились по поводу твоего предложения». Он авторитарен, это видно. Но он такой – авторитарный и с улыбкой. У меня даже есть фотка с ним, хочу забрать ее домой.

– Мэр Умео вам что посоветовал?

– Он сказал, что я не должна бояться ошибиться и вообще чего-либо бояться. Нужно быть внутренне свободной, позитивной, и тогда все получится. Нужно внимательно слушать всех, кто тебя окружает, чтобы принять правильное решение. Умео был избран культурной столицей Европы в 2014 году. Все от этого в шоке, потому что это маленький город, всего 115 тысяч жителей. Я уже молчу про те деньги на развитие города, которые он под это дело получил. Это круто, он молодец.

– В Скандинавии уделяют много внимания велосипедному движению, пешеходным зонам и паркам. Вы считаете это важным для города? Будете что-то подобное развивать в Петрозаводске?

– Буду, и это даже не какая-то моя находка. В бюджет заложено 10 миллионов рублей на строительство велодорожек. Это небольшие деньги, но несколько километров велодорожек мы сможем построить. Мне также хочется сделать доступной интернет-среду, чтобы Wi-Fi был на улицах и люди могли пользоваться Интернетом в разных точках города абсолютно бесплатно. Мне хочется, чтобы в Петрозаводске появилась электронная система транспортного обслуживания. В этом нет ничего радикального, это нормальная ступень развития цивилизации. Что касается парков, мы пытаемся вытянуть этот вопрос своим бюджетом, но у нас недостаточно денег. Хотя все равно каждый год мы вкладываем средства в развитие так называемых рекреационных территорий. Я понимаю, насколько это важно – парки, скверы, какие-то сезонные зоны отдыха. Но отмести все остальные хозяйственные проблемы невозможно. Город – сложная система и должен развиваться во всех направлениях.

– Вы предложили отменить решение бывшего мэра города о выводе рекреационных зон под застройку. Петросовет вас не поддержал, зато поддержали горожане. И потом вы еще победили забастовку частных перевозчиков, это вообще удивительная вещь. Как у вас это получилось?

– Что касается рекреационных зон, мне абсолютно понятна позиция депутатов Петросовета. Я нисколько по этому поводу не расстроена. На всех этих участках работы проводятся под очень строгим контролем, и несколько участков по отдельности я все-таки вынесу еще раз на обсуждение в Петросовет, чтобы не убирать рекреационные зоны. Что касается перевозчиков – войны как таковой нет. Есть четкая реакция администрации на нарушения муниципального контракта, в котором сказано: «Вы обязаны оказывать эту услугу». Параллельно уже можно обсуждать с администрацией, как решать ваши проблемы. А тут получилось, что «сначала мы вам покажем, кто мы есть, а потом будем диалог строить». Это несерьезно, это не для взрослых людей. Я не то что победила забастовку, я высказала мнение администрации и юридически это обосновала. Мне без разницы, кто будет обслуживать город, главное, чтобы это было качественно и жители были довольны. Сейчас перевозчики подали на нас в суд, это их законное право. 4 марта первое заедание, суд даст правовую оценку нашим отношениям.

– А по поводу платы за проезд – вам действительно удалось добиться ее снижения?

– У нас есть муниципальное предприятие «Городской транспорт». Сейчас идет процедура его банкротства, но мы ищем варианты его сохранения. Одно из экономических решений (я подчеркиваю, что это не политическое решение, не популистское) – увеличить пассажиропоток, снизив цену на проезд. Директор «Городского транспорта» снизил цену с 17 до 10 рублей, а вслед за ним и другие перевозчики изменили тарифы. Это правильно, молодцы. Я приветствую их решение.

– Пассажиров в итоге стало больше?

– Да, пассажиропоток увеличился. Для людей очень важно: 17 рублей или 10. Разница в 7 рублей – хорошая выгода для семьи. Тем более цены растут на все.

***

– А вы сами на работу как добираетесь: на машине, с личным водителем, на автобусе?

– Честно говоря, я пыталась ездить за рулем сама. Но это долго и опасно: ты можешь попасть в любую ситуацию на дороге, и тогда все встречи съехали, график сместился. У меня замечательный водитель. Он спокойный, быстро довозит до места назначения. В выходные дни или после работы я, конечно, не пользуюсь его услугами.

На встрече с работниками троллейбусного управления я объявила, что не езжу на общественном транспорте. Они заворчали. Слышно же, в зале было много народу. Я говорю: «Если мы с вами создадим такую систему транспортного обслуживания, когда я откажусь от личного автомобиля и мне будет выгоднее и удобнее добираться на общественном транспорте, нашу задачу можно будет считать выполненной».

– Какие у вас любимые места в Петрозаводске – рестораны, музеи, парки? Что вам больше всего нравится в городе?

– Я не знаю, верят люди или нет, мне сам город Петрозаводск очень симпатичен. Я много ездила по стране, когда работала председателем профсоюза. И знаю точно, что более комфортного состояния души, чем в Петрозаводске, у меня не было нигде. У нас прекрасное озеро, много зелени и очень хороший народ. Ворчуны, конечно, есть (хотя такие есть везде). Но петрозаводчане, даже если ворчат, то по делу, потому что переживают за то, что происходит в их городе.

У нас нет таких парков, как московский парк Горького, к сожалению. Есть очень хорошее имиджевое место Петрозаводска – набережная Онежского озера, со скульптурами из городов-побратимов. Но я не люблю там гулять, там много народа.

Мне нравится карьер. Там огромная насыпь камней, а в центре этой насыпи – вода. Летом там отдыхают петрозаводчане. Там не очень благоустроенно, не всегда убрано. У меня есть тайная мечта, которую я пока не озвучивала никому в администрации, – заняться благоустройством вот этого места.

Что касается ресторанов, я вообще эту тему не очень люблю. Для меня нет такой проблемы, я могу сходить куда угодно. В одно из кафе Петрозаводска хожу уже много лет. И на меня некоторые обижаются, говорят: «Наверняка ты туда не случайно ходишь!» Но мне действительно нравится.

Работа налицо

Всего за первых 4 месяца работы на посту мэра Петрозаводска Галина Ширшина уже сделала:

1. Отменила инаугурацию и новогодний корпоратив для сотрудников мэрии, чтобы сэкономить миллиона два-три для остродефицитного бюджета карельской столицы. Мало? Когда денег вообще нет, «мало» – это тоже очень хорошо.

«Надо понимать, что инаугурация – это не юридический акт, а просто дань традиции. Я не вижу необходимости собирать в рабочее время несколько сотен человек, чтобы отпраздновать мою победу. С моей точки зрения, тратить деньги и человеческие ресурсы на подобные мероприятия нецелесообразно», – считает Шишина.

2. Выполнила свое обещание регулярно отчитываться перед горожанами в Интернете, выкладывая еженедельные видеоотчеты. Никто из российских градоначальников до нее так выступать не решался.

3. Доступ на планерки городской администрации с участием мэра теперь открытый, туда можно приходить и задавать вопросы, вносить предложения.

4. Выступила за то, чтобы интернет-голосование учитывалось при проведении публичных слушаний, а все заседания органов городской власти транслировались в Интернете. «Для нас очень важно знать мнение всех заинтересованных лиц, большинства горожан по ключевым для города вопросам», – отметила Галина Ширшина.

5. Снизила цену поездки в троллейбусе более чем в полтора раза – с 17 до 10 рублей за одну поездку.

6. Возобновила работу общественного экологического совета при мэрии Петрозаводска.

7. С помощью волонтеров очистила город от незаконной рекламы, что не сказалось на городском бюджете. Петрозаводская молодежь с энтузиазмом откликнулась на призыв мэра.

8. Уже наметила планы по восстановлению всех значимых промышленных предприятий города.

9. Продавила решение об отмене «золотых парашютов» для чиновников городской администрации и депутатов Петросовета, работающих на платной основе. Экс-мэру пришлось обойтись без причитавшихся ему 1,2 миллиона рублей.

10. Выступила с инициативой отмены решения предыдущего мэра города и Петросовета о переводе ряда городских рекреационных зон под застройку. К сожалению, Петросовет решение не поддержал. Несмотря на то, что тактически это поражение, стратегически Ширшина от такого решения Петросовета выиграла, поставив депутатов под огонь критики горожан. Появилось довольно серьезное движение за роспуск нынешнего состава Петросовета и досрочные выборы.

Надеемся, таких управленцев в современной России будет больше с каждым днем. Призываем каждого стараться оказывать посильную поддержку таким руководителям, которые не идут на поводу коррумпированных группировок во власти. А а идут навстречу народу, отстаивая его интересы в первую очередь.