Она еще к нам вернется

12681866020

Эссе о справедливости

Еще один год третьего тысячелетия ушел в небытие… У каждого о нем остались свои впечатления. Именно впечатления, потому что мнения, не говоря уже о более-менее связных и адекватных суждениях о нем, о его делах и событиях, нам еще предстоит составлять и складывать…

Багаудин Узунаев

… Но иногда обстоятельства требуют от нас сделать это здесь и сейчас, не давая времени на всматривание и осмысление. Так случилось со мной под самый занавес уходящего, 2013 года. 25 декабря я получил сообщение редакции московского еженедельника «Литературная Россия», с которым давно и плотно сотрудничаю. Сообщение было очень приятное (издание сделало меня своим лауреатом 2013 года), но вместе с тем и настораживало. А настораживало название номинации, по которой ваш автор был увенчан лавром уважаемого издания: «За неистребимое стремление к справедливости!»

Еженедельник прислал мне и анкету, ответы на нее я приведу ниже.

Все решает… сила

Не знаю, как вам, а мне слышится в этом определении легкая ирония, доброжелательная поддевка: мол, что ж ты так, братец, подотстал от жизни?! Все твои ровесники (не говоря уже о поколениях помоложе) уже давно перестали стремиться к справедливости и живут по законам этого мира (т.е. по волчьим законам), а ты все продолжаешь это безнадежное дело.  Остепенись, уймись, возьмись за ум… Этот мир абсурден, подл и жесток, и его еще никому не удалось не то, что изменить (в сторону справедливости), как советовал Маркс, но даже утвердить ее (справедливость) в качестве несомненного и твердого идеала! Но при этом никто не решается сказать вслух: мол, ну ее, эту справедливость! Давайте жить по-звериному, как мы привыкли… Наоборот, все только и твердят о необходимости справедливости. Твердят, твердят, а в итоге получается, что все самые подлые дела делаются в этом мире под аккомпанемент клятв в верности справедливости! Парадокс…

На самом деле все в нашем мире решает сила – грубая, наглая, бездушная сила. Потому-то коллеги и употребили слово «неистребимое». «Литературная Россия» прекрасно знает, как правители руками своих карманных судей и следователей пытались «истребить» в вашем авторе стремление к этой самой справедливости. Но я не в обиде, ибо понимаю: они (эти правители) могли, если бы захотели, истребить самого вашего автора, но пощадили! Только помучили несколько лет кряду…

Да, сила, все решает сила. Как тут не отдать должное откровенности римлян, которые устами одного из самых жестоких своих полководцев, Мария (156 – 86 до н.э.), изрекли правду об этом мире: «Или накопи столько сил, сколько у римлян, – говорил он своим взывавшим к справедливости противникам, – или молчи и делай то, что тебе говорят…»

Точнее не скажешь…

У нас в Дагестане этот закон действует в самой откровенно жесткой, природной форме. Одних он выдвигает в самую сердцевину власти (а значит, и благополучия, и богатства), других, наоборот, вытесняет на обочину жизни. А то и выдавливает за границу. Недавно случайно разговорился с одной нашей землячкой, которая одна, без мужа, вырастила дочь, и та теперь вместе с мужем переехала на жительство на родину Маркса – в Германию. «Почему?» – поинтересовался я. «А что ей тут делать? – отвечает. – Работы нет, жить негде… Кому они тут нужны?!» Странно, не правда ли? Здесь, у себя на родине, они никому не нужны, а на родине Маркса они кому-то понадобились. Там им предоставили жилье, выплачивают какие-то пособия, обещают подыскать работу…

У меня нет денег на лекарства

Между прочим, она рассказала мне забавную историю про то, как осенила наших молодоженов мысль переехать в Германию. Ее подала им другая родственница моей собеседницы, которая в свое время перебралась туда. Уехала за лучшей жизнью и – представьте – действительно нашла ее там: ей удалось довольно быстро встать на ноги и разбогатеть в сжатые сроки. «Как это, – спрашиваю, – за счет бизнеса, что ли?» «Нет, – отвечает она, – за счет… воровства!» Оказалось, что та специализировалась на банальной магазинной краже и столько там накрала, что этого хватило на то, чтобы построить дом в Махачкале и обзавестись приличной иномаркой. Правда, все это в перерывах между приводами в полицейский участок. В конце концов, переполнилась чаша терпения даже благообразных немцев, и ее выслали из страны назад, восвояси – на Восток. Зато теперь она живет в собственном доме и владеет солидным бизнесом.

«Она и моим советовала, как лучше освоить этот бизнес, – делилась женщина. – Но разве эти простофили справятся с таким делом?!»

Вот так устраиваются наши земляки на родине прославленного автора «Капитала».

Да что мы?! Ведь и самому Марксу жилось там не очень сладко, чтобы не сказать горько. «Несчастья продолжали преследовать семью Маркса, – читаем в книге «Дочери Маркса. – К повседневной нужде, кабальной зависимости от булочника, мясника, зеленщика и домовладельца прибавились другие, более страшные. Дети не выдерживали тяжелых условий сырого климата, тесной квартиры, нужды и лишений. Первым умер маленький Фоксик (Генрих), которому только что исполнился год. Это произошло 19 ноября 1850 года в 10 часов утра. Он умер внезапно, в одном из тех конвульсивных припадков, которые у него часто бывали. Еще за несколько минут до смерти он смеялся и шалил. Это был страшный и неожиданный удар для всей семьи. «Моя скорбь была так велика! – писала Женни впоследствии в своих воспоминаниях. – Это был первый ребенок, которого я потеряла. Увы, я тогда не подозревала, что мне предстоят еще такие страдания, перед которыми все остальное покажется ничтожным!»

А что же делал Маркс, этот борец за справедливость, что он предпринял, глядя на такое бедственное положение своей семьи? Может быть, пошел и обокрал лавку зеленщика или ахнул топором по голове хозяина мясной лавки, как обязательно сделали бы наши земляки в его положении? Нет, он написал слезное письмо своему другу Энгельсу. «Дорогой Энгельс! – писал он ему 8 сентября 1852 года. – Твое письмо попало сегодня в весьма возбужденную атмосферу. Моя жена больна, Женничка больна, у Ленхен что-то вроде нервной лихорадки. Врача я не мог и не могу позвать, так как у меня нет денег на лекарства. В течение 8 – 10 дней моя семья питалась хлебом и картофелем, а сегодня еще сомнительно, смогу ли я достать и это… У меня в доме буквально нет ни фартинга, зато большое количество счетов от мелких торговцев, мясника, булочника и тому подобное…»

Однажды, будучи еще юношей, Маркс сказал, глядя на огромный лоб своего многоумного земляка Гегеля: «И такой мозг был изъеден холерными бациллами…» А такой мозг, каким обладал он сам, не мог изобрести какой-нибудь хитроумной комбинации, в результате которой его семья была бы нормально обеспечена и жила в достатке? На его месте любой дагестанец поставил бы себя в этом самом Берлине так, что все эти зеленщики, мясники и булочники сами носили бы ему свою продукцию, да еще благодарили его за то, что он берет у них все это, расплачиваясь пинками и отборным матом.

Но что лучше: бороться за справедливость, оставив свою семью в беспросветной нужде и горести, или отбирать у каждого встречного кошелек, а то и саму жизнь, чтобы обеспечить ее, сделав свой дом полной чашей, – я не знаю…

«Обратка» от природы?

Наконец, я хочу привести читателю обещанный ответ на один из вопросов, поставленных передо мной анкетой «ЛР». Уважаемая газета спрашивала: «Чем вам запомнился 2013 год, как бы вы его оценили?» Вот мой ответ:

«Уходящий 2013 год запомнится мне, прежде всего, обилием природных катаклизмов, обрушившихся на разные регионы нашей страны и планеты. Затоплены почти полностью наш Дальний Восток и Крымск, цунами и землетрясения в Японии, потопы в Мексике и Калифорнии, ушедшие под воду лучшие города севера Европы, снегопады среди лета и летняя теплынь среди зимы… Все это очень подозрительно (!!!) и наводит на невеселые мысли: не являются ли все эти явления «обраткой» от матери-природы за все наши несправедливые дела в отношении нее и друг друга?! Впрочем, я верю в силу науки и надеюсь, что она найдет объяснение всем этим явлениям с эсхатологической подкладкой, а значит, укажет и пути их обезвреживания…»

То есть я все-таки верю в мозг марксов и гегелей, а не пройдох и преступников, способных в три прыжка обогатиться и подгрести под себя все, что не так лежит…

 

 

Она еще к нам вернется

7202846539

Эссе о справедливости

Еще один год третьего тысячелетия ушел в небытие… У каждого о нем остались свои впечатления. Именно впечатления, потому что мнения, не говоря уже о более-менее связных и адекватных суждениях о нем, о его делах и событиях, нам еще предстоит составлять и складывать…

Багаудин Узунаев

… Но иногда обстоятельства требуют от нас сделать это здесь и сейчас, не давая времени на всматривание и осмысление. Так случилось со мной под самый занавес уходящего, 2013 года. 25 декабря я получил сообщение редакции московского еженедельника «Литературная Россия», с которым давно и плотно сотрудничаю. Сообщение было очень приятное (издание сделало меня своим лауреатом 2013 года), но вместе с тем и настораживало. А настораживало название номинации, по которой ваш автор был увенчан лавром уважаемого издания: «За неистребимое стремление к справедливости!»

Еженедельник прислал мне и анкету, ответы на нее я приведу ниже.

Все решает… сила

Не знаю, как вам, а мне слышится в этом определении легкая ирония, доброжелательная поддевка: мол, что ж ты так, братец, подотстал от жизни?! Все твои ровесники (не говоря уже о поколениях помоложе) уже давно перестали стремиться к справедливости и живут по законам этого мира (т.е. по волчьим законам), а ты все продолжаешь это безнадежное дело.  Остепенись, уймись, возьмись за ум… Этот мир абсурден, подл и жесток, и его еще никому не удалось не то, что изменить (в сторону справедливости), как советовал Маркс, но даже утвердить ее (справедливость) в качестве несомненного и твердого идеала! Но при этом никто не решается сказать вслух: мол, ну ее, эту справедливость! Давайте жить по-звериному, как мы привыкли… Наоборот, все только и твердят о необходимости справедливости. Твердят, твердят, а в итоге получается, что все самые подлые дела делаются в этом мире под аккомпанемент клятв в верности справедливости! Парадокс…

На самом деле все в нашем мире решает сила – грубая, наглая, бездушная сила. Потому-то коллеги и употребили слово «неистребимое». «Литературная Россия» прекрасно знает, как правители руками своих карманных судей и следователей пытались «истребить» в вашем авторе стремление к этой самой справедливости. Но я не в обиде, ибо понимаю: они (эти правители) могли, если бы захотели, истребить самого вашего автора, но пощадили! Только помучили несколько лет кряду…

Да, сила, все решает сила. Как тут не отдать должное откровенности римлян, которые устами одного из самых жестоких своих полководцев, Мария (156 – 86 до н.э.), изрекли правду об этом мире: «Или накопи столько сил, сколько у римлян, – говорил он своим взывавшим к справедливости противникам, – или молчи и делай то, что тебе говорят…»

Точнее не скажешь…

У нас в Дагестане этот закон действует в самой откровенно жесткой, природной форме. Одних он выдвигает в самую сердцевину власти (а значит, и благополучия, и богатства), других, наоборот, вытесняет на обочину жизни. А то и выдавливает за границу. Недавно случайно разговорился с одной нашей землячкой, которая одна, без мужа, вырастила дочь, и та теперь вместе с мужем переехала на жительство на родину Маркса – в Германию. «Почему?» – поинтересовался я. «А что ей тут делать? – отвечает. – Работы нет, жить негде… Кому они тут нужны?!» Странно, не правда ли? Здесь, у себя на родине, они никому не нужны, а на родине Маркса они кому-то понадобились. Там им предоставили жилье, выплачивают какие-то пособия, обещают подыскать работу…

У меня нет денег на лекарства

Между прочим, она рассказала мне забавную историю про то, как осенила наших молодоженов мысль переехать в Германию. Ее подала им другая родственница моей собеседницы, которая в свое время перебралась туда. Уехала за лучшей жизнью и – представьте – действительно нашла ее там: ей удалось довольно быстро встать на ноги и разбогатеть в сжатые сроки. «Как это, – спрашиваю, – за счет бизнеса, что ли?» «Нет, – отвечает она, – за счет… воровства!» Оказалось, что та специализировалась на банальной магазинной краже и столько там накрала, что этого хватило на то, чтобы построить дом в Махачкале и обзавестись приличной иномаркой. Правда, все это в перерывах между приводами в полицейский участок. В конце концов, переполнилась чаша терпения даже благообразных немцев, и ее выслали из страны назад, восвояси – на Восток. Зато теперь она живет в собственном доме и владеет солидным бизнесом.

«Она и моим советовала, как лучше освоить этот бизнес, – делилась женщина. – Но разве эти простофили справятся с таким делом?!»

Вот так устраиваются наши земляки на родине прославленного автора «Капитала».

Да что мы?! Ведь и самому Марксу жилось там не очень сладко, чтобы не сказать горько. «Несчастья продолжали преследовать семью Маркса, – читаем в книге «Дочери Маркса. – К повседневной нужде, кабальной зависимости от булочника, мясника, зеленщика и домовладельца прибавились другие, более страшные. Дети не выдерживали тяжелых условий сырого климата, тесной квартиры, нужды и лишений. Первым умер маленький Фоксик (Генрих), которому только что исполнился год. Это произошло 19 ноября 1850 года в 10 часов утра. Он умер внезапно, в одном из тех конвульсивных припадков, которые у него часто бывали. Еще за несколько минут до смерти он смеялся и шалил. Это был страшный и неожиданный удар для всей семьи. «Моя скорбь была так велика! – писала Женни впоследствии в своих воспоминаниях. – Это был первый ребенок, которого я потеряла. Увы, я тогда не подозревала, что мне предстоят еще такие страдания, перед которыми все остальное покажется ничтожным!»

А что же делал Маркс, этот борец за справедливость, что он предпринял, глядя на такое бедственное положение своей семьи? Может быть, пошел и обокрал лавку зеленщика или ахнул топором по голове хозяина мясной лавки, как обязательно сделали бы наши земляки в его положении? Нет, он написал слезное письмо своему другу Энгельсу. «Дорогой Энгельс! – писал он ему 8 сентября 1852 года. – Твое письмо попало сегодня в весьма возбужденную атмосферу. Моя жена больна, Женничка больна, у Ленхен что-то вроде нервной лихорадки. Врача я не мог и не могу позвать, так как у меня нет денег на лекарства. В течение 8 – 10 дней моя семья питалась хлебом и картофелем, а сегодня еще сомнительно, смогу ли я достать и это… У меня в доме буквально нет ни фартинга, зато большое количество счетов от мелких торговцев, мясника, булочника и тому подобное…»

Однажды, будучи еще юношей, Маркс сказал, глядя на огромный лоб своего многоумного земляка Гегеля: «И такой мозг был изъеден холерными бациллами…» А такой мозг, каким обладал он сам, не мог изобрести какой-нибудь хитроумной комбинации, в результате которой его семья была бы нормально обеспечена и жила в достатке? На его месте любой дагестанец поставил бы себя в этом самом Берлине так, что все эти зеленщики, мясники и булочники сами носили бы ему свою продукцию, да еще благодарили его за то, что он берет у них все это, расплачиваясь пинками и отборным матом.

Но что лучше: бороться за справедливость, оставив свою семью в беспросветной нужде и горести, или отбирать у каждого встречного кошелек, а то и саму жизнь, чтобы обеспечить ее, сделав свой дом полной чашей, – я не знаю…

«Обратка» от природы?

Наконец, я хочу привести читателю обещанный ответ на один из вопросов, поставленных передо мной анкетой «ЛР». Уважаемая газета спрашивала: «Чем вам запомнился 2013 год, как бы вы его оценили?» Вот мой ответ:

«Уходящий 2013 год запомнится мне, прежде всего, обилием природных катаклизмов, обрушившихся на разные регионы нашей страны и планеты. Затоплены почти полностью наш Дальний Восток и Крымск, цунами и землетрясения в Японии, потопы в Мексике и Калифорнии, ушедшие под воду лучшие города севера Европы, снегопады среди лета и летняя теплынь среди зимы… Все это очень подозрительно (!!!) и наводит на невеселые мысли: не являются ли все эти явления «обраткой» от матери-природы за все наши несправедливые дела в отношении нее и друг друга?! Впрочем, я верю в силу науки и надеюсь, что она найдет объяснение всем этим явлениям с эсхатологической подкладкой, а значит, укажет и пути их обезвреживания…»

То есть я все-таки верю в мозг марксов и гегелей, а не пройдох и преступников, способных в три прыжка обогатиться и подгрести под себя все, что не так лежит…

 

 

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *