139106713593

Есть места, где не хочется задерживаться. Именно так было, когда я случайно попал на мероприятие и узнал, что это «Конгресс дагестанской интеллигенции». Дело в том, что, когда позвонили в редакцию «Свободной Республики», нам вообще не сказали, что там будет. Просто сообщили, что мероприятие проводит и.о. мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов. Но вот и приехали. Когда в руки мне попал пресс-релиз, правда открылась… Карету мне, карету!

Заур Газиев

На выход!

И все бы ничего, но когда неожиданно для меня свои сказки об истории Махачкалы начала занудно читать по бумажке Патимат Тахнаева, сомнений в бессмысленности времяпрепровождения не осталось. Тем более мое не совсем высокое мнение о дагестанской интеллигенции я озвучивал уже не один раз. Эта невнятная масса людей все больше напоминает мне рыбу – немую, скользкую, хладнокровную, с памятью на две секунды и не отягощенную чувством вины и боли за свою родину. Она все время хочет есть, она умеет прятаться от проблем. Но она ничего не может делать сама.

Честно говоря, я уже давно в Дагестане не вижу новых ярких, интересных, творчески мыслящих, культурных людей, способных на отстаивание гуманитарных ценностей. Псевдоинтеллигентская среда, состоящая из таких людей, скорее всего, убивает, нежели создает или дает шанс на развитие. Такое ощущение, что все просто легли либо под мракобесов, либо под власть предержащую. По моему мнению, независимо мыслящей интеллигенции со своей позицией, как одной из общественных опор в понимании академика Лихачева, в Дагестане просто нет! Кстати, в последний раз коллективное письмо интеллигенции, помнится, было в защиту Муху Алиева. Тогда «благородное» собрание челом било, чтобы АМГ продлили президентские полномочия. Правда, потом подписанты в панике отказывались от своих подписей… Все помним…

А вот чего не помню, так это того, чтобы за все эти годы интеллигенция возвысила свой голос в защиту памятников истории или архитектуры, против деградации образования, против религиозного экстремизма, коррупции и так далее. Да, были отдельные граждане типа профессора Шамова или Сулаймана Уладиева, которые обозначили свои позиции в достаточно смелых выступлениях, но остальное большинство плыло по течению, как рыбы, не реагируя ни на что…

Жизнь меня научила уважать людей за поступки, за правильные дела, за слова, сказанные вовремя, за справедливость, за честность, за искренность. Не считаю я поводом для уважения способность человека четыре часа просидеть в одной позе, изображая слушающее лицо. Не верю я в интеллигентность человека, который известен своим угодничеством и понтами! И даже хорошее образование не делает его интеллигентом. Интеллигенция – это особое состояние души.

Огромный конференц-зал ДГУ вместил в себя много неглупых и образованных людей, но, к сожалению, ни здесь, ни где-либо еще в Дагестане не было достаточно смелых людей, которые возвысили бы свой голос против этого кошмара и мракобесия. Скорее, наоборот, и поэмы писались, и песни посвящались, и аплодировали дружно подонкам всех мастей, даже зная, кто эти люди на самом деле. Те, кого сегодня у нас называют интеллигенцией, могут смело давать уроки лживости и лицемерия. Не хочу огульно охаивать всех, скорей всего, есть и глубоко порядочные, но молчаливые люди, но они в этой толпе просто теряются. Однако хочу все же повторить, что тот негатив, в котором мы увязли, во многом сформирован интеллигенцией. Толпа побежала за теми, кто ее звал! Интеллигенция продала свой народ бандитам, клерикалам, наркоманам и т.д. Знаю одно: если бы в людях, которых называют интеллигенцией, на самом деле были базовые ценности, наша жизнь пошла бы по-другому. Мы не забыли бы, что такое стыд. Понятно: чтобы противостоять этому, нужны и силы, и средства, и хотя бы какая-то база единомышленников, но ведь можно было хотя бы пассивно сопротивляться, хотя бы не делать вид, что все нормально; хоть пропищать, напомнить людям, что они не скоты, что так жить нельзя… Но они и этого не сделали. Совесть нации молчала. При этом премии, должности, юбилейные вечера – все стабильно, по графику. Они интриговали, они подставляли друг друга, поливали грязью, рушили авторитет образования и ничего полезного для Дагестана не сделали. Поэтому, извините, но мне находиться там не хотелось. Перед уходом попытались взять интервью для ТВ, но и здесь не задалось. Вроде и в костюме, и в галстуке, но почему-то двух слов связать не могли. Интеллигенция, депутаты…

Статистика как улика

Дагестан уже которое десятилетие пребывает в зоне турбулентности, нас шатает из стороны в сторону. И опять же мы не слышим гласа интеллигенции. И никому из них уже не интересно, что Дагестан рассыпается, как ветошь. Единственное, что собирает нас вместе, – это информационное пространство. Но виноватыми во всех бедах почему-то делают журналистов. Хотя, в отличие от других, журналисты худо-бедно объединяют народ. Кстати, на «конгресс интеллигенции» журналистов позвали только для освещения мероприятия и совсем никак в интеллигенцию не включили.

Практически каждый день погружаешься в бездну, читая статьи, где рассказывается, как развалится Российская Федерация и почему этого не может не произойти. Но тех, кто пытался бы нас убедить в обратном, как-то не очень видно. Мы все замерли в каком-то температурном шоке. Все чувствуют: происходит что-то глобальное, но понять, что же это такое, не получается. По статистике, из мирового списка вымирающих городов 40 % приходятся на РФ. Вот еще несколько показателей, отражающих состояние в данной сфере: 1. 6 млн. российских граждан страдают душевными расстройствами, 5 млн. – наркоманы, более 6 млн. болеют СПИДом; 2. Каждый день в Российской Федерации производится 10 тысяч абортов, 7 миллионов браков в РФ бездетные; 3. Ежегодно в России совершают преступления около 3 миллионов человек; заключенных в стране свыше 1 миллиона – больше, чем в СССР периода сталинских репрессий; 4. Потребление спиртного в РФ – 14 литров условного спирта на человека в год (по другим данным – 18 литров); с уровня 8 литров начинается физическая деградация нации; 5. В России проживает 31 млн. детей до 18 лет, из них здоровы не более 30 процентов: 3,5 млн. – инвалиды, 1 млн. – наркоманы; детей-сирот 750 тысяч (больше, чем по окончании Великой Отечественной войны, когда детей-сирот было 678 тысяч); 2 млн. детей безграмотны; около 5 миллионов беспризорных; 6. Сибирь и Дальний Восток готовы стать необитаемыми; 40 % жителей Дальнего Востока и Сибири хотят уехать из региона из-за дороговизны, наркомании, алкоголизма, социальной неустроенности и отсутствия перспектив.

Судя по всему, мы еще не все знаем про Дагестан. Подобная статистика – это тайна за семью печатями. Я не могу знать, как будет развиваться история дальше, но Россия для Дагестана сделала многое. Благодаря активной ассимиляции нашей республики в жизнь советской империи мы как этнос получили шанс войти в семью цивилизованных народов, перепрыгнув через многие стадии развития. Но после ослабления тоталитарного гнета огромная толпа наших земляков предпочла ринуться назад в средневековье. Выяснилось, что в просвещении нуждалось не так много людей. То, что сейчас происходит в Ахвахском районе, не поддается объяснению. На сломе формаций неожиданно большое количество населения маргинализировалось. Сейчас только ленивый не ругает девяностые. Понятно, что большинство из брутальных бандитских лидеров беспредельных девяностых в нормальной стране сидели бы в тюрьме, но родом-то они были из советского прошлого! Вот и думаем на эту тему.

Но хочу сказать все-таки о другом, о том, что, ассимилируя горцев, в империи надеялись, что смогут вытащить Дагестан на новый цивилизованный уровень. Думали, что создадут национальную интеллигенцию так, как это было в России. И эти люди станут духовными маяками. Однако не задалось. Наверное, не хватило еще двух-трех поколений. Может, проблема в том, что эти культурные достижения и идеалы не заработаны нами как этносом, не выстраданы. Люди редко ценят то, за что не досталось дорогой ценой. Если в истории народа не было «и все-таки она вертится», не может этот народ ценить правду, истину, научные достижения! Наша интеллигенция – это мыльный пузырь, за ним нет настоящей истории трагедий, взлетов и падений внутри самого этноса. Мы не знаем, что такое терпимость. Мы не ценим творчество. Наши земляки бегут в аэропорт встречать чемпионов и никогда не отдадут должное людям, которые направляют народ по эволюционной спирали. Мы убиваем друг друга так, как это делают варвары, мы загаживаем свою территорию так, как это делают варвары, это у нас силовики пытают людей так, как пытали в средние века.

И интеллигенции у нас нет! Используйте, пожалуйста, слова по назначению.

Судя по всему, нас ждут еще более худшие времена – опыт ЮАР подсказывает. У кого есть возможность уехать – уезжают, стараются ухать подальше от этой страны. Нас уже не спасти…

Карма

В минувшие выходные посетил выставку, что проходила в Выставочном зале Союза художников РД. Людей было мало. Я фотографировал работы, мне никто не мешал, я никому не мешал. Спустя некоторое время начали подтягиваться люди. Они были какие-то одухотворенные, восторженные. Все такие красивые. Ну почти все… Вдруг откуда-то возник старик, который начал клеймить работы Ибрагимхалила Супьянова. В голос, до истерики. Он не слушал аргументов. Он заходился до изнеможения, обвиняя бедного Ибрагимхалила в том, что он продался Израилю за доллары. Я предпочитаю не спорить со старыми людьми, но тут попытался вступиться. Старик смотрел на меня с такой ненавистью! Если бы у него был автомат, то он бы нас всех расстрелял! Человек пришел на выставку! Что это? Откуда столько злобы? Уверен, это просто черная карма! А мы виним молодое поколение. Спрятанное в генах не уничтожишь.