151957015873

«Северный маршрут» – путь, через который афганский героин попадает в Россию и Европу. Этот маршрут начал формироваться в начале 1990-х годов. После прихода в Афганистан войск НАТО урожаи опиумного мака выросли почти в 40 раз. Россия ежегодно потребляет около 70 тонн афганского героина, что составляет около 20 % мирового потребления этого наркотика.

Теймур Абдуллаев

Словосочетание «Северный маршрут» красиво звучит, но суть его несет столько горя и грязи, что с этим явлением нельзя мириться. Диацетилморфин был впервые синтезирован в 1874 году Алдером Райтом, английским химиком, работавшим в медицинской школе при госпитале Св. Марии в Лондоне, и был выпущен под торговой маркой «героин». В настоящее время в мире существуют три основных центра производства героина. Это Южная Америка (Колумбия, Венесуэла, Боливия), Юго-Западная Азия, так называемый «золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан, Иран), Юго-Восточная Азия, так называемый «золотой треугольник» (Мьянма, Таиланд, Лаос).

Основным производителем героина в нынешнее время является Афганистан. Около 90 % мирового героина поступает из нескольких провинций на юге Афганистана. Из произрастающего там мака получается примерно 380 тонн героина в год. Еще 50 тонн производятся в Бирме и Лаосе. Ежегодно в мире производится примерно 430 тонн героина. В 2008 году в Афганистане было изъято меньше трех тонн, то есть менее 1 % общего количества. Оставшиеся 375 тонн экспортируются по всему миру через Пакистан (150 тонн), Иран, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. В результате действий властей задерживается только 4 % из поступающего в Россию вещества. Одна разовая доза для героина составляет 0,1 граммов и стоит 500 – 1000 рублей. Вот и считайте.

Доля рынка, занимаемая афганскими наркоторговцами, достигла 94 %, что связано с возможностью быстро и в больших количествах производить наркотик, содержащий минимальное количество примесей, представляющий собой фактически химически чистый диацетилморфин. Этому способствует ряд факторов. После свержения режима талибов исчезла крепкая центральная власть, контингент войск НАТО не контролирует ситуацию в горных районах страны, что позволяет производителям наркотика организовать полный технологический цикл производства героина.

Когда мы слышим слово «наркомафия», у многих перед глазами картина: седой дедушка по имени Дон Корлеоне дает сиплым голосом распоряжения о том, чтобы закупить в Афганистане 100 тонн героина и продать их школьникам Нью-Йорка. Это не так. Наркомафия – самоорганизующаяся структура по принципу роя, правда, более сложная. Многие виды мафий имеют похожую структуру: икорная мафия, героиновая, игорная, экспорт «белого мяса» (секс-рабынь). То есть существует спрос на что-то, существуют возможности этот спрос удовлетворить с максимальной выгодой.

Итак, афганским земледельцам очень выгодно выращивать опиумный мак. В этом году было засеяно 209 тысяч гектаров – территория, примерно равная по площади территории Москвы. Собранный урожай с удовольствием покупают для переработки «химики», а чаще сами земледельцы сдают урожай на переработку за долю от него. Оптовые партии готового героина покупают те, кто потащит товар через границу в Таджикистан, к своим кунакам. В Таджикистане какой-нибудь бедолага покупает партию героина, заняв денег у своего отца или дядьки. Дело в том, что разница цен в Кабуле и в Москве такова, что за два рейса можно очень серьезно материально приподняться. Числа озвучивать не буду, дабы не искушать слабых душой совершать неправедные действия. В Москве диаспоры этих самых таджиков помогают найти курьеру клиентов. Далее – всюду. В Европу, США, в Украину, в Дагестан. На днях по телевизору показали двух лопухов-курьеров. Один из них занял денег именно у отца, правда, не сказав, для чего ему они были нужны. Купив героин в Москве, вез его в автомобиле в Махачкалу. Хотел раскрутиться, видимо. Попался. Следующую попытку разбогатеть получит лет через 12. Если не отмажут раньше, конечно.

Я знаю истории жизней нескольких семей, отдельные члены которых употребляли тяжелые наркотики. Спросите у их родственников, учитывая пережитое ими: атомная бомба, сброшенная на Афганистан, не покажется им чрезмерной мерой. Я не буду нагонять вам жути, рассказывая эти истории. Вокруг каждого из вас есть подобные. Надо только приглядеться. Эту скверну надо выжигать каленым железом. Счастливы те семьи, которых минула чаша сия.

Кстати, когда я готовил этот текст и искал данные в Интернете, Гугл моментально это заметил и запросил личные данные. То есть они отследили мой интерес к социально опасной теме и среагировали. Значит, не все так уж плохо. Большой белый брат следит за нами. А это – один из методов борьбы со злом.