Душа Дагестана…
О природопользовании языком поэзии
Любой, кто обратится к теме природопользования в Дагестане, кто попытается хотя бы поверхностно изучить его основные проблемы, увидит, что она тесно связана с темой экологии, сохранения и восстановления плодородных, плодоносных способностей дагестанской природы.
Багаудин Узунаев
Природа, чем дальше, тем больше становится зависимой от человека, от его отношения к ней. Давно ли мы, двуногие, сами искали защиты от слепых стихийных сил, обожествляя природные явления, моля небеса о ниспослании дождя или солнца?! Сегодня человек поменялся местами с природой, и она сама уже ищет защиты от его чрезмерной активности и предприимчивости.
И мы не без греха
Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов часто обращается к теме наших природных ресурсов. Как-то на одной из сессий он говорил о состоянии наших морских биоресурсов. Он не приводил цифр – формат был не тот, но оценка была дана однозначная: море у нас украдено, оно стало достоянием, а лучше сказать – добычей нескольких семей, хотя могло бы кормить весь дагестанский народ… В другой раз он был более конкретен, ссылался на прошлое: мол, в советские времена на Каспии вылавливали до 30 тысяч тонн осетровых в год, производили до 2500 тысяч тонн черной икры, кило которой на мировом рынке стоило до 2 тысяч долларов! Биоресурсы Каспия – это миллиарды долларов!
Но для меня Каспий – это не биоресурсы и доллары, это душа Дагестана, вывернутая наизнанку. И она – нетленна. Но и богатства, о которых говорит президент, тоже не испарились, не исчезли неведомо куда: в полном соответствии с законом сохранения вещества и энергии просто перешли в другие формы – материализовались и осели в карманах наших предприимчивых элит, пополнили их банковские счета, обновили их автомобильные парки, улучшили жилищные условия их любовниц и жен и т.д. Но их сверхпредприимчивость и, добавим, отсутствие совести – не единственная причина разграбления богатств Каспия, да и всей остальной территории Дагестана. Говоря о разграблении Каспия, мы вправе указывать на алчность «наших» элит и правящего класса в целом. Кого же нам винить в том безобразном состоянии его побережья и пляжей, которое сегодня способно вызвать тошноту?! О каком развитии туризма, тем более международного, можно говорить при той грязи, кучах мусора, плавающих по морю человеческих отходах, при отсутствии на них приличного пляжного оборудования?! В этом есть и наша с вами вина.
Торг неуместен!
И вот, зная все эти обстоятельства, наш президент свою беседу с Прохановым, новым идеологом путинского режима, начал следующим образом: «Дагестан – прекрасная республика с прекрасным народом, который всегда был настроен на труд, с интересной историей». По-моему, этот народ всегда был настроен на то, чтобы подняться вдруг всей ордой, напасть врасплох на своих более зажиточных соседей, хватануть на скаку все, что не так лежит, и скрыться под защиту своих ущелий… Сами мы считаем это предприимчивостью, деловой жилкой. Но вот наш крупнейший специалист, доктор политических наук А.Н.-З. Дибиров называет это «набеговой экономикой» и настаивает, что она характерна для Дагестана и по сей день.
Понятно: то было парадное мероприятие, показательный, ни к чему не обязывающий диалог. Как тут не вспомнить реплику Айгуна Магомедова, заметившего как-то, что, мол, «некоторые так хвалят свой народ, как будто собираются выставить его на продажу». Дело, однако, сложней: непосредственно вслед за процитированной выше саморекламой перед лицом национал-патриота Проханова (а тот кавказцев на дух не переносит!) наш президент вдруг заявляет: «Нужна интеграция. И особенно – интеграция нерусского общества в русское!» Куда еще дальше-то интегрироваться?! Уже ни языков у нас не осталось, ни земель, ни быта, ни культуры! Да еще в прямом эфире звучат предложения оскоплять кавказцев, нас с вами, чтобы мы перестали плодиться и размножаться, как нас к тому обязывают Всевышний и природа…
Лошадь ставь вперед
Однако пора уже вернуться к природе, вернее, к природопользованию.
В свое время на заре российского капитализма русский поэт Баратынский, старший современник Пушкина, всматриваясь в новые явления, прозорливо увидел в них черты проблем, о которых мы с вами сегодня говорим. «Исчезнули при свете просвещенья,/ Поэзии ребяческие сны,/ И не о них пекутся поколенья,/ Промышленным заботам преданы!» – писал он в стихотворении «Болящий дух врачует песнопенье» от 1834 года, направленном против индустриально-торгашеского духа своего века. Тут слово «просвещенье» – синоним слов прогресс, экономический рост, наращивание темпов производства и т.п. А «промышленные заботы» – это те самые заботы, которые привели к возникновению столетие спустя новой науки – экологии, к осознанию необходимости ослабить этот нажим на природу. Тем более что она не так и безответна, как мы думаем. Недавняя атака «Святого Иуды» на восточное побережье Англии, северные берега Европы, вплоть до нашего Кольского полуострова, Архангельской и Ленинградской областей, Петербурга очень похожа на «обратку» от нее своим потерявшим «нюх» детям…
Необходим коренной пересмотр нашего отношения к природе, отказ от рассматривания ее лишь как объекта, как источника обогащения. Ведь есть научно обоснованные позиции, что сегодня можно сбавить аппетиты и обороты в деле «покорения природы». Об этом хорошо сказано в докладе Римского клуба от 1997 года «Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная». Современная цивилизация, пишут они, достигла уровня развития, когда рост производства фактически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться в условиях прогрессирующей экономики без привлечения дополнительных ресурсов и энергии. Человечество «может жить в два раза богаче, расходуя лишь половину ресурсов».
Не знаю, как вам, а мне эта позиция близка, по крайней мере, ближе тех проектов по агломерации (присоединения, накопления) наших равнинных территорий, которые сегодня, как я узнал на днях, поставлены президентом Дагестана на повестку дня. Не стоит так спешить. На этих землях живут люди, народы. Закон обязывает власть, прежде чем начать хоть агломерацию, хоть интеграцию, спросить у них, желают ли они этого. А то может получиться так, как у знаменитого Муху Алиева, который сначала санкционировал строительство «Немецкой деревни», а потом приехал в Карабудахкент спросить разрешения у народа на это строительство. По-русски говоря, поставил телегу впереди лошади. На такой телеге далеко не уедешь.
В ней есть душа…
Вопросы природопользования можно обсуждать по-разному: приводя факты хищений и нарушений, жонглируя данными статистики уголовных дел и задержаний, что у нас чаще всего и делается. Но мне хочется говорить об этом иначе, на языке поэзии, хочется напомнить людям, в том числе и уже безнадежно потерявшим совесть, строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа, /Не слепок, не бездушный лик./ В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык». Только такой подход к природе может остановить то варварское, хищническое, на грани издевательства, отношение к природе, к морю, равнинным землям, которое мы видим в современном Дагестане. Как добиться, чтобы такой подход стал основой политики власти и бизнеса, что, впрочем, сегодня одно и то же, я не знаю. Но добиваться этого нужно…
Завершая, я хочу отдать дань памяти умершему недавно великому русскому историку, академику Николаю Покровскому, отсидевшему 6 лет в сибирском Дубровлаге. У него много граней, но я хочу указать на ту, которая касается нашей темы. Специалисты знают, что Покровский в свое время опубликовал так называемые «Архивы Кремля», совершил дело, которое кто-то удачно обозначил как «разминирование прошлого». «Шаг за шагом, – цитирую источник, – лишал Покровский нынешний политический режим и будущих правителей России контроля над их былыми тайнами. Этот документ, может быть, и не гарантия от очередного переписывания истории в конъюнктурных политико-уголовных целях, но серьезная преграда тому. Без такого гуманитарного базиса вся надстройка, все толкователи и интерпретаторы легко превращаются в лакеев власти. Это в столицах. В провинциях же (sik!) гуманитариев вообще могут упразднить за ненадобностью…»
Это касается нас с вами: новый «режим» тоже, как мне кажется, делает ставку на лакеев. Но чем же так провинились перед ним гуманитарии? Не знаю, но «в Сибири уже сделан госзаказ местным вузам на спецов по выкачиванию недр и обслуживанию труб. Сырьевой, колониальной экономике гуманитарии не просто не нужны, они ей вредны. Молодых людей учат в университетах ловчей раскапывать свою родную землю, затапливать ее, торговать ею. Но теперь, в том числе благодаря Покровскому, у начинающих здесь жизнь есть выбор. Им представлены четкие факты: Сибирь – не одни руды, углеводороды и дешевая гидроэнергия. И никто уже не вправе относиться к Сибири так, как к неодушевленному предмету, который надо вздыбливать, покорять и осваивать. Покровский, издавая, комментируя памятники духовной литературы староверов Урала, Зауралья, Сибири, Дальнего Востока, показал самоценность этой земли, ее селений, семей, людей. Покровский научно доказал наличие у Сибири души».
Душа есть и у Дагестана, только, увы, это очевидно не для всех…
Коллаж: Каспийское море, пляж со всеми его «атрибутами» (грязь, мусор, бутылки); Баратынский… Тютчев… Алтай… Староверы… Николай Покровский (историк)…
Добавить комментарий