Оценивая общественно значимые события, в число которых входят и бирюлевские, мы, дагестанцы, зачастую бичуем сами себя: «Плохие мы, так нам и нужно, так мы себя все плохо ведем» и т.д. Один из главных героев фильма «Бумер» заметил: «Не мы такие – жизнь такая». Этими словами бандит поставил точку в философском споре о первичности бытия над сознанием. Конечно, бытие первично – «жизнь такая».

Теймур Абдуллаев

Гастарбайтер – слово немецкого происхождения: gastarbeiter – гостевой рабочий. Этот термин заменил собой слово fremdarbeiter – рабочий, завезенный из другой страны против его воли. В 60-е годы прошлого века термин «гастарбайтер» возник в связи с наплывом в ФРГ дешевой рабочей силы в основном из Турции, а также некоторых стран Восточной Европы, Югославии, Венгрии. Соглашение о трудовых мигрантах между Турцией и ФРГ было подписано 30 октября 1961 года. На сегодняшний день многие бывшие турецкие гастарбайтеры превратились в работодателей и инвестируют в немецкую экономику. В Германии 72 тысячи турецких работодателей, благодаря которым страна получила 350 тысяч рабочих мест. При этом всего в ФРГ проживает около трех миллионов турок, для интеграции которых, как утверждает премьер-министр Турции Эрдоган, делается слишком мало. Соглашение о трудовых мигрантах с самого первого дня ставило гастарбайтера в равноправное положение с гражданами ФРГ. И в плане медицинского и социального страхования, и в прочих мелочах (совсем даже не мелочах!). Вернемся, пожалуй, к нашим реалиям.

Как-то один мой приятель попросил подежурить вместо него в детском садике в качестве сторожа, я согласился. В это время там в одной группе шел ремонт силами бригады из трех человек. Время было позднее, на объекте остался один рабочий, он там и жил во время ремонта, двое других были местными. Проходя мимо его окна, я заметил, что он сидит и оживленно разговаривает с кем-то, яростно жестикулируя при этом. В комнате он был один, и разговаривал человек сам с собой. Нынешние условия выживания довели многих людей до края психической нормы, а некоторых вывели и за самый край: «Не мы такие – жизнь такая». Я позвал его попить чай, разговорились. В том году, летом, он со своей бригадой ездил на заработки в Сочи. Нашли какой-то объект, отработали целый месяц. Когда дело дошло до расплаты, заказчик начал юлить, тянуть время, а на следующий день вызвал ОМОН, те их «ласково» приняли в вечно занятые руки Фемиды и спустя некоторое время выпустили на волю, сердечно посоветовав им уезжать домой. Потом они бродили по окрестным стройкам, искали работу. Несколько недель искали, деньги у них уже заканчивались, домой ехать было не на что. Наконец, подвернулся объект, поработали месяца полтора, вернулись домой с какой-то копейкой.

Сегодня Руслан делает ремонт со своей бригадой в одном из махачкалинских детских садиков. Над ними есть подрядчик из ЖКХ, которого они называют бригадиром. Этот бригадир предложил им самые низкие из расценок, существующих на нашем трудовом рынке. Размер демпинга в среднем 25 %, а за некоторые виды работ (установка карнизов, например) им платят в пять (!) раз меньше общепринятых городских расценок. Коню понятно, что смета, по которой подрядчик получает от заказчика деньги, в разы превосходит те суммы, которые получают сами исполнители работ. То, что эти ребята не ропщут, не «напрягают» подрядчиков, посадив их в какую-нибудь яму, говорит только о том, что они надеются на когдатошнее торжество справедливости, и о неприятии ими и им подобными бандитского образа жизни.

Та же самая картина и в Москве, в частности в том же Бирюлево. Строительные рабочие, грузчики, дворники и многие другие рабочие специалисты работают, получая малую долю от суммы, которая проходит через бюджетные документы. Власти делают вид, что не замечают этого, потому что никому не хочется ломать установившуюся «хлебную» для них систему. Ельцин когда-то заявил, что на Дальний Восток перевели бюджетные деньги, а они уже месяц не могут дойти до получателя, типа удивлялся. Караван верблюдов, наверное, их уже доставил бы. Но у нас сходят и не такие штучки!

Неужели кто-то думает, что двадцати гастарбайтерам так сладко жить в двухкомнатной квартире? Получая втрое меньше, чем человек с московской пропиской имеет за тот же труд, гастарбайтер физически не может снять отдельную квартиру. Не может выписать к себе свою семью, живет в разлуке с ней годами, не может рассчитывать на бесплатное лечение, на пенсию в будущем. Решать проблемы с трудовыми мигрантами можно, поборов коррупцию. А до тех пор плакать о том, что гастарбайтеры пополняют ряды криминалитета, глупо. Почему мы не поступаем так, как немцы в 1961 году? Любой чиновник скажет вам на это: «Не мы такие – жизнь такая».