3507491545

Житель Каякентского района обратился в «СР» с жалобой на наплевательское отношение госструктур к проблемам инвалидов-колясочников

Все люди, окружающие нас, до такой степени разные, что каждый раз, сталкиваясь с тем или иным жизненным случаем, мы удивленно восклицаем: «Столько лет на свете прожил, а такого еще не видал!» Однако сегодня речь пойдет не о людях, которые сильно отличаются от других homo sapiens в силу своего нестандартного восприятия мира, а о тех, кто в силу физиологических трудностей не может жить полноценной жизнью. Именно эта категория людей каждый день сталкивается с таким понятием, как несправедливость.

Мурад Абдуллаев

По трагическому стечению обстоятельств 39-летний житель поселка Дружба Каякентского района Магомедзагир Гаджимагомедов оказался в инвалидной коляске. Каждый день мы видим на улицах Махачкалы и других городов Дагестана сотни человек, которые при своей физической полноценности и психической адекватности стоят и просят «садакъа». Попрошайничество стало для них выходом из ситуации, когда собственная лень (или какая-то другая причина) не позволяет найти работу. У них есть две ноги, две руки, голова на плечах, азарт в глазах, физически они, между прочим, весьма крепкие и выносливые люди, лишь табличка на груди «помогите на дорогостоящую операцию!» выдает их «жалкое существование». Магомедзагир не вступил в ряды просящих милостыню, а просто стал зарабатывать на жизнь: открыл свой магазин возле дома и небольшую закусочную.

Пожалуй, это тот редкий случай, когда «ноги не ходят, а голова работает». Но, естественно, жизнь Магомедзагиру не кажется медом. В первую очередь, из-за сложностей с передвижением. Вот что рассказал нам сегодняшний герой рубрики «Приемная».

Какова нынче социальная политика в Дагестане?

«Я инвалид-колясочник, испытывающий не только трудности физического характера, но и сложности в общении с органами соцобеспечения, которые по своему статусу обязаны помогать инвалидам. Но в отношении себя я этого не чувствую. Первоочередная проблема – это инвалидная коляска, получить которую не так уж и легко. Но и это не самое проблемное. Инвалидам дают некачественные, нехорошие коляски, эксплуатировать которые можно максимум 5-6 месяцев, не больше. Хотя в Фонде социального страхования республики утверждают, что коляски безотказно служат 5 лет. Это неправда! Причем убедился в этом не я один, это подтверждают мои знакомые, двое из них из соседних сел. Аккумулятор коляски садится буквально за месяцы, а в ФСС нас уверяют, что заряда аккумулятора хватает надолго. Это не так! Аккумулятор садится быстро, покупать новый – дорогое удовольствие, стоит он 8 тысяч рублей. Откуда у меня, инвалида, такие деньги?!

У меня четверо несовершеннолетних детей на иждивении, семью обеспечивать тяжело, но это не значит, что я жалуюсь. Я делаю всё, что в моих силах, но не понимаю, почему государство не заботится о тех, кто особо в этом нуждается? А ведь у нас сегодня везде говорят о том, какие улучшения идут по линии соцзащиты и обеспечения. Говорят много, а что делается? Вот, к примеру, ежегодно 3 декабря по всей России отмечается День инвалида. В нашем районе обычно к этому дню выдают финансовую помощь – 1000 рублей. Сумма, конечно, смешная, но, чтобы ее получить, нужно несколько раз съездить в райцентр, собрать кучу справок, пройти по кабинетам! Смешно, но это так на самом деле, это целое мучение для человека с ограниченными возможностями.

Возвращаясь к инвалидным коляскам, добавлю, что их-то ФСС дает, но вот о техническом обслуживании они даже не думают. Коляски эти практически сразу ломаются: пульт управления перегревается, подшипники ломаются. Но они только отнекиваются и недовольным тоном по телефону говорят, как будто одолжение делают. Единственный выход – ездить за 120 км в Хасавюрт, там у одного предпринимателя (больше ни у кого в республике нет) брать и аккумуляторы, и инструменты для технического обслуживания. А это немалых денег стоит! Вот сегодня я был в Хасавюрте, купил 2 аккумулятора, пришлось выложить приличную сумму, а что еще делать?

Кстати, жаловаться тоже некуда и нет смысла. Как горох об стену! Много писем писал – везде отписки; куда угодно пиши, а конечная инстанция – это Фонд социального страхования РД, которому никакого дела до наших проблем нет. В итоге я решил позвонить президенту республики во время прямого эфира. Но и тут какая-то ерунда творится. Дозвониться просто невозможно, телефон постоянно занят, или операторы скидывают звонок. Мы, столкнувшиеся с вышеперечисленными проблемами инвалиды, уже и не знаем, к кому обращаться. Хоть бы проблему с колясками решили, но никому нет до этого дела. Вот такая в нашей республике социальная политика… Мы крайне разочарованы».

Магомедзагир Гаджимагомедов не собирается отказываться от своих слов, более того, он попросил нас оставить номера своих телефонов для обратной связи. Их мы и указываем: 8(964) 002-18-35, 8(988) 650-48-63.

Зато в отчетах всё «о-кей»!

Несмотря на жалобы, которые, кстати, уже не в первый раз поступают в редакцию «Р», на сайте Фонда социального страхования РД прекрасные новости. Всё тут хорошо и безоблачно. Вот, например, информация: «За 1 полугодие 2013 года региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Дагестан исполнено 12227 заявок, поступивших от дагестанцев с ограниченными физическими возможностями (из них 9770 – на обеспечение изделиями, 2457 – на выплату компенсаций), что составило более 2273886 различных технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Выдано инвалидам 1275 кресел-колясок различной модификации».

Весьма интересное определение «различной модификации» заставляет задуматься: наверное, специалисты фонда имели в виду различные сроки феноменальной по скорости поломки инвалидных колясок. Надеемся, что ведомство после этой публикации одумается и начнет работать или хотя бы выступит с каким-нибудь ответом. Кстати, на звонки в приемной Фонда социального страхования РД (тел. 62-33-74) в течение трех дней или никто не отвечал, или они попросту отклонялись. Чудеса, да и только!

СПРАВКА «СР»

С 1 октября 2012 года с принятием постановления правительства РФ № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» значительно упрощен порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации и протезов, а ветеранам – протезно-ортопедических изделий. Был определен порядок предоставления инвалидных колясок, тросточек и других технических средств реабилитации, что облегчает их получение, так как не нужно проходить переосвидетельствования для их замены.

Кроме того, определены услуги по ремонту или замене ранее представленных технических средств реабилитации. Правила распространяют порядок обеспечения техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета на граждан в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», ранее эта норма отсутствовала. Определены порядок и условия обеспечения отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями. В действовавших ранее правилах эта норма отсутствовала.