Возможность сказать…
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ!
——————————————————————
Паситесь, мирные народы, вас не разбудит правды клич.
Зачем стадам дарить свободы? Их нужно резать или стричь…
Фраза Рамазана Абдулатипова о том, что он освободил Дагестан от 20-летнего рабства, действительно шокировала думающую публику. Люди делились впечатлениями и пытались понять, что все это значит… Мы, гордящиеся своей независимой прессой, своими гражданскими институтами, оказались весьма озадачены фразой главы республики. Что это было, нам еще предстоит проанализировать, а президенту, наверное, нужно будет объяснить гражданам, что имелось в виду. Проблема в том, что за одними и теми же словами зачастую прячется совсем разный смысл…
Заур Газиев
Одна из моих любимых киногероинь говорила: «Мне часто приходилось в жизни быть на мели, но я никогда не была бедной! Бедность – это состояние души!» Много раз в жизни убеждался в правоте этого высказывания. А еще много раз убеждался в том, что самое страшное рабство – когда оковы у человека в голове…Что имел в виду Рамазан Абдулатипов… Очень сомневаюсь, что это фраза сказана сгоряча или по неосторожности. Конечно, лучше него самого никто этого не объяснит, но, может быть, мы попытаемся оглядеться вокруг и увидеть то, что наш замыленный глаз просто не воспринимает? Однажды в беседе с одним мудрым человеком мы обсуждали мою колонку про свободу и рабство.
— Как ты думаешь, каково самое заветное желание раба, получившего свободу? – спросил он меня.
– Ну, наверное, отменить институт рабства… – предположил я.
– Нет, – сказал он, – самое первое желание освободившегося раба – обзавестись своими собственными рабами!
По моему глубокому убеждению, мир вокруг нас таков, каким мы его воспринимаем. Рабство и свобода – это состояния, которые спрятаны у человека в голове. Это сильнее нас, и это управляет нашими мыслями, делами и поступками, это управляет нашим выбором. Кроме нас самих, никто и никогда не сможет сделать нас свободными. Это мое убеждение как журналиста, как писателя и как человека. Проявление рабства не только во владении одного человека другим, оно в поступках, в образе мысли! Свободный человек никогда не продаст свой голос, не будет выступать против правды. Свободный человек не будет разрушать мир и свободу другого человека. Свободный человек никогда не продаст свое гражданское право выбирать в обмен на спокойствие. Где-то читал фразу, что люди, меняющие права и свободы в обмен на порядок и спокойствие, не получают ни того, ни другого. Вы полагаете, это не про нас? Разве это не рабство – молчаливо следить за творящейся вокруг тебя несправедливостью?
Совсем недавно прочитал об одном эксперименте. Когда встал вопрос о проверке уровня социальной зрелости аудитории, людям было предложено выбрать: либо одна шоколадка сейчас, либо три шоколадки через час… Огромная часть аудитории выбрала первый вариант. Как вы думаете, кто соглашался ждать? Как раз те самые социально зрелые, свободные, думающие… Оглянитесь вокруг: как ведут себя наши земляки в большинстве случаев? Именно так, как та часть аудитории, которая хочет получить все здесь и сейчас. Вспомните, как переходят наши люди на красный свет через дорогу, как рвут с места на желтый свет! Информационная грязь, которая заполняет виртуальное пространство, – это разве не последствие того, что самые мерзкие неблагородные качества людей берут верх? Когда человеческое благородство вытесняется самыми скотскими качествами людей, это свидетельствует о том, что человек действительно в рабстве….
К сожалению, это рабство существует не последние 20 лет, а гораздо раньше… Да и освободить нас из того плена, который мы считаем для себя нормой, невозможно до тех пор, пока мы сами не осознаем, что с нами происходит. Да и то, нужно приложить массу усилий, чтобы самого себя вытащить из того состояния, в котором мы пребываем. И как много, по-вашему, людей, способных сделать это? Расул Кадиев прав, что в Великобритании на это была бы другая реакция. Но там даже поводов нет так говорить, потому что люди ведут себя совершенно иначе.
Другой аспект свободы и рабства. Один из побочных эффектов демократии – когда, имея право говорить все, что вы считаете нужным, вы должны будете выслушать и то, чего слушать вам не хотелось бы. И в этом случае глава республики имеет право сказать то, что нам не нравится, как, впрочем, и мы можем сказать то, что не нравится ему. Я и раньше не очень понимал, почему это правило в Дагестане работало только в одну сторону. Интернет-пространство, свободные СМИ пользуются свободой слова, а другая сторона этого права лишена. Помнится, когда после дербентского потопа группа оголтелых писак получила ответ на свои совершенно идиотские измышления, поднялся невероятный вой по поводу совершенно надуманных обстоятельств! Люди сидят в Интернете и выплескивают все свои комплексы и обиды на жизнь, создавая информационные помои, а другая сторона не имеет права на ответ?! Требуя честности от других людей, постарайтесь принять и побочные эффекты этого права.
Самое правильное в данной ситуации – не становиться ни чью-то сторону, а оценивать человека даже не по его словам, а по его делам. Мне нет дела до его национальности, вкусовых или политических пристрастий. Если я вижу, что откровенно мерзкие и гнилые люди отодвигаются от власти и кормушек, то я буду за этого человека. И в данном случае слова вообще не имеют значения, пусть это будет как побочный эффект, как интершум. Потому что, как говорится в одной древней мудрости, где много слов, там правда теряется… А еще с возрастом люди учатся на какие-то слова просто не реагировать и пропускать их мимо ушей… На всякий чих не наздравствуешься… Слова… слова… И все же главное – дела!
*******
Еще одно событие уходящей недели, которое хотелось бы отметить, – это прямой эфир главы республики, который прошел на ГТРК в четверг, 22 августа. Нет смысла в подробном пересказе того, что там происходило. Любой желающий сможет это сделать, зайдя на сайт наших республиканских каналов. В разделе «Новости» нашего издания есть краткий отчёт с этого мероприятия. Я хочу написать о другом – ощущениях, которые испытал… В этой студии я, кажется, не был миллион лет. Для меня это по-своему очень дорогое место – здесь 22 года назад я записал свою первую передачу. Говорить или спрашивать ничего не хотелось, хотелось просто побыть здесь, послушать…Спасибо людям, которые сохранили её…
Однако вернусь к самому прямому эфиру. Чего не отнять у Рамазана Абдулатипова, так это желание разговаривать с людьми. А если учесть его желание предлагать нетривиальные решения, то действительно присутствие на подобных встречах нельзя считать пустой потерей времени. Конечно, это уже не тот человек, которого мы видели полгода назад. И нет сомнений, что на многие вещи он сейчас смотрит иначе и уже не торопится давать однозначных оценок. При этом не скрывает своего раздражения по поводу каких-то вещей. Во время ответов на вопросы он легко переходил от шуток к серьёзному разговору, от философских размышлений – к реальным предложениям. Не знаю, каким буду в его годы, но энергетика у него бешеная. При этом моя молодая коллега, новостийщица Полина Михеева, утверждает, что в этом же темпе он провёл совещание всего четыре часа назад в Национальной библиотеке. Причем это мероприятие продлилось на два часа больше ожидаемого. Чудны дела твои, Господи…
Самым странным вопросом на этом прямом эфире было предложение оборудовать пляж для слепых… Мне кажется, у этих людей есть другие первоочередные проблемы. Но, безусловно, кульминацией стал звонок от нашего гениального композитора Мурада Кажлаева о набережной в Махачкале. Хотелось встать и аплодировать великому человеку. Но если честно, то мне вообще показалось, что большая часть вопросов касалась Махачкалы. Муртузали Хулатаевичу Рабаданову досталось кошмарное наследство. Но это уже совсем другая история…
Однако вернусь к главной теме статьи – теме «рабства». За всё время прямого эфира я не увидел никого, кто бы захотел спросить Рамазана Гаджимурадовича о том, что он имел в виду, говоря эти слова. Наверное, придёт время и он сам сделает это, когда сочтёт нужным. У каждого из нас есть возможность сказать то, после чего сказанное раньше увидится в ином свете…
Возможность сказать…
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ!
——————————————————————
Паситесь, мирные народы, вас не разбудит правды клич.
Зачем стадам дарить свободы? Их нужно резать или стричь…
Фраза Рамазана Абдулатипова о том, что он освободил Дагестан от 20-летнего рабства, действительно шокировала думающую публику. Люди делились впечатлениями и пытались понять, что все это значит… Мы, гордящиеся своей независимой прессой, своими гражданскими институтами, оказались весьма озадачены фразой главы республики. Что это было, нам еще предстоит проанализировать, а президенту, наверное, нужно будет объяснить гражданам, что имелось в виду. Проблема в том, что за одними и теми же словами зачастую прячется совсем разный смысл…
Заур Газиев
Одна из моих любимых киногероинь говорила: «Мне часто приходилось в жизни быть на мели, но я никогда не была бедной! Бедность – это состояние души!» Много раз в жизни убеждался в правоте этого высказывания. А еще много раз убеждался в том, что самое страшное рабство – когда оковы у человека в голове…Что имел в виду Рамазан Абдулатипов… Очень сомневаюсь, что это фраза сказана сгоряча или по неосторожности. Конечно, лучше него самого никто этого не объяснит, но, может быть, мы попытаемся оглядеться вокруг и увидеть то, что наш замыленный глаз просто не воспринимает? Однажды в беседе с одним мудрым человеком мы обсуждали мою колонку про свободу и рабство.
— Как ты думаешь, каково самое заветное желание раба, получившего свободу? – спросил он меня.
– Ну, наверное, отменить институт рабства… – предположил я.
– Нет, – сказал он, – самое первое желание освободившегося раба – обзавестись своими собственными рабами!
По моему глубокому убеждению, мир вокруг нас таков, каким мы его воспринимаем. Рабство и свобода – это состояния, которые спрятаны у человека в голове. Это сильнее нас, и это управляет нашими мыслями, делами и поступками, это управляет нашим выбором. Кроме нас самих, никто и никогда не сможет сделать нас свободными. Это мое убеждение как журналиста, как писателя и как человека. Проявление рабства не только во владении одного человека другим, оно в поступках, в образе мысли! Свободный человек никогда не продаст свой голос, не будет выступать против правды. Свободный человек не будет разрушать мир и свободу другого человека. Свободный человек никогда не продаст свое гражданское право выбирать в обмен на спокойствие. Где-то читал фразу, что люди, меняющие права и свободы в обмен на порядок и спокойствие, не получают ни того, ни другого. Вы полагаете, это не про нас? Разве это не рабство – молчаливо следить за творящейся вокруг тебя несправедливостью?
Совсем недавно прочитал об одном эксперименте. Когда встал вопрос о проверке уровня социальной зрелости аудитории, людям было предложено выбрать: либо одна шоколадка сейчас, либо три шоколадки через час… Огромная часть аудитории выбрала первый вариант. Как вы думаете, кто соглашался ждать? Как раз те самые социально зрелые, свободные, думающие… Оглянитесь вокруг: как ведут себя наши земляки в большинстве случаев? Именно так, как та часть аудитории, которая хочет получить все здесь и сейчас. Вспомните, как переходят наши люди на красный свет через дорогу, как рвут с места на желтый свет! Информационная грязь, которая заполняет виртуальное пространство, – это разве не последствие того, что самые мерзкие неблагородные качества людей берут верх? Когда человеческое благородство вытесняется самыми скотскими качествами людей, это свидетельствует о том, что человек действительно в рабстве….
К сожалению, это рабство существует не последние 20 лет, а гораздо раньше… Да и освободить нас из того плена, который мы считаем для себя нормой, невозможно до тех пор, пока мы сами не осознаем, что с нами происходит. Да и то, нужно приложить массу усилий, чтобы самого себя вытащить из того состояния, в котором мы пребываем. И как много, по-вашему, людей, способных сделать это? Расул Кадиев прав, что в Великобритании на это была бы другая реакция. Но там даже поводов нет так говорить, потому что люди ведут себя совершенно иначе.
Другой аспект свободы и рабства. Один из побочных эффектов демократии – когда, имея право говорить все, что вы считаете нужным, вы должны будете выслушать и то, чего слушать вам не хотелось бы. И в этом случае глава республики имеет право сказать то, что нам не нравится, как, впрочем, и мы можем сказать то, что не нравится ему. Я и раньше не очень понимал, почему это правило в Дагестане работало только в одну сторону. Интернет-пространство, свободные СМИ пользуются свободой слова, а другая сторона этого права лишена. Помнится, когда после дербентского потопа группа оголтелых писак получила ответ на свои совершенно идиотские измышления, поднялся невероятный вой по поводу совершенно надуманных обстоятельств! Люди сидят в Интернете и выплескивают все свои комплексы и обиды на жизнь, создавая информационные помои, а другая сторона не имеет права на ответ?! Требуя честности от других людей, постарайтесь принять и побочные эффекты этого права.
Самое правильное в данной ситуации – не становиться ни чью-то сторону, а оценивать человека даже не по его словам, а по его делам. Мне нет дела до его национальности, вкусовых или политических пристрастий. Если я вижу, что откровенно мерзкие и гнилые люди отодвигаются от власти и кормушек, то я буду за этого человека. И в данном случае слова вообще не имеют значения, пусть это будет как побочный эффект, как интершум. Потому что, как говорится в одной древней мудрости, где много слов, там правда теряется… А еще с возрастом люди учатся на какие-то слова просто не реагировать и пропускать их мимо ушей… На всякий чих не наздравствуешься… Слова… слова… И все же главное – дела!
*******
Еще одно событие уходящей недели, которое хотелось бы отметить, – это прямой эфир главы республики, который прошел на ГТРК в четверг, 22 августа. Нет смысла в подробном пересказе того, что там происходило. Любой желающий сможет это сделать, зайдя на сайт наших республиканских каналов. В разделе «Новости» нашего издания есть краткий отчёт с этого мероприятия. Я хочу написать о другом – ощущениях, которые испытал… В этой студии я, кажется, не был миллион лет. Для меня это по-своему очень дорогое место – здесь 22 года назад я записал свою первую передачу. Говорить или спрашивать ничего не хотелось, хотелось просто побыть здесь, послушать…Спасибо людям, которые сохранили её…
Однако вернусь к самому прямому эфиру. Чего не отнять у Рамазана Абдулатипова, так это желание разговаривать с людьми. А если учесть его желание предлагать нетривиальные решения, то действительно присутствие на подобных встречах нельзя считать пустой потерей времени. Конечно, это уже не тот человек, которого мы видели полгода назад. И нет сомнений, что на многие вещи он сейчас смотрит иначе и уже не торопится давать однозначных оценок. При этом не скрывает своего раздражения по поводу каких-то вещей. Во время ответов на вопросы он легко переходил от шуток к серьёзному разговору, от философских размышлений – к реальным предложениям. Не знаю, каким буду в его годы, но энергетика у него бешеная. При этом моя молодая коллега, новостийщица Полина Михеева, утверждает, что в этом же темпе он провёл совещание всего четыре часа назад в Национальной библиотеке. Причем это мероприятие продлилось на два часа больше ожидаемого. Чудны дела твои, Господи…
Самым странным вопросом на этом прямом эфире было предложение оборудовать пляж для слепых… Мне кажется, у этих людей есть другие первоочередные проблемы. Но, безусловно, кульминацией стал звонок от нашего гениального композитора Мурада Кажлаева о набережной в Махачкале. Хотелось встать и аплодировать великому человеку. Но если честно, то мне вообще показалось, что большая часть вопросов касалась Махачкалы. Муртузали Хулатаевичу Рабаданову досталось кошмарное наследство. Но это уже совсем другая история…
Однако вернусь к главной теме статьи – теме «рабства». За всё время прямого эфира я не увидел никого, кто бы захотел спросить Рамазана Гаджимурадовича о том, что он имел в виду, говоря эти слова. Наверное, придёт время и он сам сделает это, когда сочтёт нужным. У каждого из нас есть возможность сказать то, после чего сказанное раньше увидится в ином свете…
Добавить комментарий