О национальной гордости

18896479461

Недавнее празднование Дня Конституции в Дагестане почти совпало с 1025-летием Крещения нашей Руси. Перекличка знаменательная… Оба события дают повод к патриотическим настроениям. Но самое приятное то, что это правильный сдержанный патриотизм, а не его гипертрофированная версия под названием национализм.

Багаудин Узунаев

Понятно, что дата крещения России отмечалась шире и громче – даже остатки креста, на котором был распят Андрей Первозванный из Патры, привезли. Празднование из России плавно перетекло в соседние Бело- и Малороссии. Все три вместе образуют т.н. Большую Россию, которая в ходе перестройки оказалась раздроблена на три части. Крест путешествовал по просторам нашей необъятной родины – по маршруту, которым якобы прошелся в свое время этот святой.

С правдой шутки плохи

Почему якобы? Да очень просто: например, в книге нашего земляка Мурада Аджи «Полынь половецкого поля» факт путешествия этого святого по Руси, особенно по ее северным и северо-восточным территориям, ставится под сомнение. «Легенда об Андрее Первозванном, посетившем землю, где суждено было подняться городу Киеву, – пишет автор, – не более чем миф, появившийся, видимо, в XII веке». Почему в 12, а не раньше? Оказывается, традиция «рисовать» историю нашей родины в нужном для политиков плане была заложена именно в этом веке. Тогда, во времена Владимира Мономаха (1113 – 1125), «историю Руси переписывали с особым старанием. Один из потомков самого великого князя получил имя Андрей. Тогда же на Руси появились церкви, освященные в честь Андрея Первозванного, сложилась литургическая традиция богослужения в честь «первокрестителя Руси», о котором раньше и не ведали».

Одна из таких церквей стоит как раз в Киеве, до которого апостол вроде бы дошел… Дело в том, что в Истории Евсевия Кесарийского (264-340), написанной со ссылкой на Оригена (185 – 254), ничего не говорится о посещении апостолом северо-восточной Руси – у них он дошел лишь до Скифии, т.е. до северного Причерноморья. …Церковь так и называется – Андреевская. Заложена в 1744 году, в связи с посещением Киева императрицей Елизаветой Петровной. Уточним, что автором проекта был итальянец Б.Ф. Растрелли. В статье о великом князе Иване III, если помнит читатель, мы упоминали еще одного итальянца – Аристотеля Фьораванти, строителя жемчужины Московского Кремля – храма Успения Богородицы. Т.е. культура нашей России очень интернациональна, и нам надо брать с нее пример. Чуть ниже читатель поймет, почему мы затрагиваем этот вопрос.

Нет сомнений, что Мурад Аджи выступает противником искажения истории, какие бы благие цели такое искажение ни преследовало. Это очевидно, но, пожалуй, только для научного круга. Выставлять на обозрение правду об истории России как многонационального государства попросту опасно. Тут я готов согласиться с позицией императора Николая I, который в свое время также выразил свое отношение к данному предмету. «Однажды, – цитирую, – это было в начале весны 1844 года, великий князь Константин Николаевич сдавал экзамен. Он продолжался несколько недель сряду, в присутствии, попеременно и по роду наук, князя Меншикова, графа Блудова, адмирала Грейга и некоторых других, преимущественно военных и морских чинов, а при испытаниях во всех важнейших предметах – и самого государя. На экзамене из русской истории, когда зашла речь об Александре Даниловиче Меншикове и великий князь отвечал, что он был одним из деятельнейших и ревностнейших сподвижников Петра Великого, государь остановил его, вскричав: «Как?! Ты разве не знаешь, что он был подлый обманщик, который обкрадывал своего царя и отечество!» Но, остыв, он добавил: «Да, так и надо преподавать эти предметы в школе и в университете; но нам, – он сделал ударение на этом слове, – нам должно знать нашу историю в истинном ее виде…»

А сколько таких Меньшиковых вертелось вокруг русского трона?! Да и ныне еще вертится, обкрадывая «царя и отечество»! Не счесть…

И все-таки мне кажется, что вопрос исторической правды, знания, особенно, преподавания ее молодым поколениям, не может обойтись без определенных ограничений. Т.е., разумеется, должен быть круг людей, ученых, которые знают о ней всю правду. Но выносить ее на общественность, выставлять на всеобщее обозрение, тыкать пальцем в самые ее горячие точки… Не уверен, что это принесет пользу. Конечно, я говорю об истории многонациональных государств, как наша Россия. Ведь ее история – это настоящий вулкан. Какие наши высказывания могут привести к ее пробуждению, мы не знаем. В том плане не знаем, в каком сказал поэт: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Однако мы видим много примеров, когда этот здравый подход не соблюдается…

Тревожные прогнозы

Сейчас многие западные аналитики отмечают, что русские политики, как и их лидер Владимир Путин, стали действовать гораздо уверенней, наглей на международной арене. Россия смело блокируется с Китаем и Ираном в вопросе поддержки оголтелых алавитов Сирии, хотя все ее мусульманское население – сунниты; она почти открыто препятствует проектам альтернативных нефте-и газопроводов, пытаясь застолбить за собой право единолично обеспечивать энергетическую безопасность Европы; она ведет себя с Америкой так, что та, заламывая руки, злится: Россия противоречит нам по всем пунктам!..

К чему это может привести? Вопрос, на который нам, простым людям, ответ неведом. Остается только думать, что, наверное, эта уверенность имеет под собой твердые основания. Почему мы так говорим? А как же, если из среды патриотических кругов то и дело раздаются такие предсказания, что вот-вот разразится «большая война». Примерно то же самое слышно и из другого лагеря. Небезызвестный Збигнев Бжезинский заявляет в своем интервью: «… если ваша страна сделает ставку на возрождение некоей Российской империи в рамках бывшего Советского Союза, то мы будем этому сопротивляться». Ясно – не голыми руками.

Тут стоит уточнить, действительно ли мы хотим возрождения империи? Или мы в слово «империя» вкладываем иной смысл, чем американцы? «Я выступал в Симферополе перед русской общиной со своей философией имперского возрождения!» – гордо заявляет идеолог русского империализма Проханов. И поясняет далее: «Русский мир зародился здесь, в Херсонесе, в этой таинственной купели. И эта купель делает Крым прародиной России, местом, где проявило себя великое русское чудо – православие. То безымянное, не имеющее исторического объяснения событие, которым преображаются континенты, спасаются от гибели великие ценности, возникают грандиозные царства…»

То, что православие, которое сегодня вновь стало опорой государства, стояло у истоков русского империализма – это несомненно. Есть свидетельство того, как реагировали высшие иерархи РПЦ на действия Распутина, которые, как им казалось, разрушали имперскую ткань нашей родины. «Священники окружили Распутина, и отец Гермоген, бия его крестом по голове, возопил: «Как мать в колыбели вынашивает своего ребенка, так и святая церковь своими молитвами, благословениями, подвигами вынянчила великую святыню русского народа – самодержавие царей. А теперь ты, гад, рубишь, разбиваешь наши священные сосуды – носителей самодержавной власти. Доколе же ты, окаянный, будешь это делать?» В контексте недавнего празднования 1025-летия Крещения Руси эти слова обретают новый, вполне определенный смысл…

Наше дело правое

Упомянутая уверенность проявляется и на внутрироссийском уровне. Недавно по ЦТ показывали интервью с внуком Молотова, политологом Никоновым. «Как он похож на своего деда! – думал я, глядя на него. – Прямо одно лицо». Но я сейчас не о лице – я о подходах. В ходе этого выступления Никонов вдруг, вне всякой связи с обсуждаемой темой, обратился к вопросу русской демографии: мол, сегодня наступил, наконец, такой момент, когда этнических русских в России больше, чем нерусских… Как человек очень осторожный, в чем тоже похож на своего деда, Никонов никаких выводов из того факта не сделал. Оборвал себя на полуслове и вернулся к тому, о чем говорил раньше. Но сказал он это явно неспроста. Не следствие ли таких заявлений и то, о чем пишет Проханов в своей колонке «Резались жестоко…»: «Чума пришла в Россию. Что ни день, то кровавые стычки, драки, насилие. Осатанелые кавказские банды, молодые и яростные, сверкают ножами, размахивают битами. В Пугачёво вонзили хирургический скальпель. Байкеры, как чудовищные шмели, слетелись отстаивать честь поруганного товарища. Думского депутата измолотили дубинами дагестанцы. Кавказские группировки берут под контроль русские городки и селения. Лязгают стволами, приставляют дуло к виску обомлевшего обывателя. Носятся по Москве и Питеру ошалелые горские свадьбы, наводя панику пальбой и истошными криками. Беда, ненависть. Чаша за чашей выплескивают эту ненависть в душу населяющих Россию народов. Ожесточение, чувство мести раскалывают многонациональное государство. Шатаются остатки империи. Растерян Кремль, растеряны многоумные политологи. Никто не знает, что делать, кроме националистов и Станислава Белковского, которые яростно требуют отделить Кавказ от России…»

Мне кажется, заявления вроде того, что вбросил в общественное сознание г-н Никонов, как раз и способствуют тому, что Проханов называет «расшатыванием остатков империи». Дед Никонова вряд ли позволил бы себе такую «смелую» реплику. Кстати, подзаголовок этого раздела принадлежит вроде бы ему – Молотову. Он произнес эти слова в 12 часов дня 22 июня 1941 года. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» – сказал он тогда. «Как удалось этому закоренелому сталинскому бюрократу, – недоумевает комментатор, – пропахшему интригами и подлостью, всю жизнь проведшему в затхлой атмосфере номенклатуры, этому обладателю ничего не выражающего лица, которые некоторые сравнивают иногда с совсем другой частью тела, найти такие единственно точные слова, прямые и простые слова – я не знаю. Но он сумел». Все же я думаю, что это не Молотов сказал. Слог не молотовский. Это сталинский слог. Старый семинарист, он навсегда пропитался обрывистым библейским слогом. Написал и передал текст Молотову: «На, Славик… Не мучайся. Прочитай и уходи».

Что касается Дня Конституции в Дагестане, то его содержание, на мой взгляд, оказалось поглощено формой, я имею в виду старинный кавказский наряд, в котором его праздновали первые лица республики. Мне кажется, я понял глубинный смысл этого действа, которое кто-то окрестил «маскарадом». По-моему мнению, эта форма полностью соответствует нашему сознанию, оставшемуся в тех временах, откуда родом эти черкески, папахи и особенно – кинжалы…

 

Коллаж: празднование 1025-летия Крещения Руси… Кремль… Киев… Молотов, Сталин… Наша площадь и, если есть, фото первых лиц в черкесках…

О национальной гордости

89755718797

Недавнее празднование Дня Конституции в Дагестане почти совпало с 1025-летием Крещения нашей Руси. Перекличка знаменательная… Оба события дают повод к патриотическим настроениям. Но самое приятное то, что это правильный сдержанный патриотизм, а не его гипертрофированная версия под названием национализм.

Багаудин Узунаев

Понятно, что дата крещения России отмечалась шире и громче – даже остатки креста, на котором был распят Андрей Первозванный из Патры, привезли. Празднование из России плавно перетекло в соседние Бело- и Малороссии. Все три вместе образуют т.н. Большую Россию, которая в ходе перестройки оказалась раздроблена на три части. Крест путешествовал по просторам нашей необъятной родины – по маршруту, которым якобы прошелся в свое время этот святой.

С правдой шутки плохи

Почему якобы? Да очень просто: например, в книге нашего земляка Мурада Аджи «Полынь половецкого поля» факт путешествия этого святого по Руси, особенно по ее северным и северо-восточным территориям, ставится под сомнение. «Легенда об Андрее Первозванном, посетившем землю, где суждено было подняться городу Киеву, – пишет автор, – не более чем миф, появившийся, видимо, в XII веке». Почему в 12, а не раньше? Оказывается, традиция «рисовать» историю нашей родины в нужном для политиков плане была заложена именно в этом веке. Тогда, во времена Владимира Мономаха (1113 – 1125), «историю Руси переписывали с особым старанием. Один из потомков самого великого князя получил имя Андрей. Тогда же на Руси появились церкви, освященные в честь Андрея Первозванного, сложилась литургическая традиция богослужения в честь «первокрестителя Руси», о котором раньше и не ведали».

Одна из таких церквей стоит как раз в Киеве, до которого апостол вроде бы дошел… Дело в том, что в Истории Евсевия Кесарийского (264-340), написанной со ссылкой на Оригена (185 – 254), ничего не говорится о посещении апостолом северо-восточной Руси – у них он дошел лишь до Скифии, т.е. до северного Причерноморья. …Церковь так и называется – Андреевская. Заложена в 1744 году, в связи с посещением Киева императрицей Елизаветой Петровной. Уточним, что автором проекта был итальянец Б.Ф. Растрелли. В статье о великом князе Иване III, если помнит читатель, мы упоминали еще одного итальянца – Аристотеля Фьораванти, строителя жемчужины Московского Кремля – храма Успения Богородицы. Т.е. культура нашей России очень интернациональна, и нам надо брать с нее пример. Чуть ниже читатель поймет, почему мы затрагиваем этот вопрос.

Нет сомнений, что Мурад Аджи выступает противником искажения истории, какие бы благие цели такое искажение ни преследовало. Это очевидно, но, пожалуй, только для научного круга. Выставлять на обозрение правду об истории России как многонационального государства попросту опасно. Тут я готов согласиться с позицией императора Николая I, который в свое время также выразил свое отношение к данному предмету. «Однажды, – цитирую, – это было в начале весны 1844 года, великий князь Константин Николаевич сдавал экзамен. Он продолжался несколько недель сряду, в присутствии, попеременно и по роду наук, князя Меншикова, графа Блудова, адмирала Грейга и некоторых других, преимущественно военных и морских чинов, а при испытаниях во всех важнейших предметах – и самого государя. На экзамене из русской истории, когда зашла речь об Александре Даниловиче Меншикове и великий князь отвечал, что он был одним из деятельнейших и ревностнейших сподвижников Петра Великого, государь остановил его, вскричав: «Как?! Ты разве не знаешь, что он был подлый обманщик, который обкрадывал своего царя и отечество!» Но, остыв, он добавил: «Да, так и надо преподавать эти предметы в школе и в университете; но нам, – он сделал ударение на этом слове, – нам должно знать нашу историю в истинном ее виде…»

А сколько таких Меньшиковых вертелось вокруг русского трона?! Да и ныне еще вертится, обкрадывая «царя и отечество»! Не счесть…

И все-таки мне кажется, что вопрос исторической правды, знания, особенно, преподавания ее молодым поколениям, не может обойтись без определенных ограничений. Т.е., разумеется, должен быть круг людей, ученых, которые знают о ней всю правду. Но выносить ее на общественность, выставлять на всеобщее обозрение, тыкать пальцем в самые ее горячие точки… Не уверен, что это принесет пользу. Конечно, я говорю об истории многонациональных государств, как наша Россия. Ведь ее история – это настоящий вулкан. Какие наши высказывания могут привести к ее пробуждению, мы не знаем. В том плане не знаем, в каком сказал поэт: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Однако мы видим много примеров, когда этот здравый подход не соблюдается…

Тревожные прогнозы

Сейчас многие западные аналитики отмечают, что русские политики, как и их лидер Владимир Путин, стали действовать гораздо уверенней, наглей на международной арене. Россия смело блокируется с Китаем и Ираном в вопросе поддержки оголтелых алавитов Сирии, хотя все ее мусульманское население – сунниты; она почти открыто препятствует проектам альтернативных нефте-и газопроводов, пытаясь застолбить за собой право единолично обеспечивать энергетическую безопасность Европы; она ведет себя с Америкой так, что та, заламывая руки, злится: Россия противоречит нам по всем пунктам!..

К чему это может привести? Вопрос, на который нам, простым людям, ответ неведом. Остается только думать, что, наверное, эта уверенность имеет под собой твердые основания. Почему мы так говорим? А как же, если из среды патриотических кругов то и дело раздаются такие предсказания, что вот-вот разразится «большая война». Примерно то же самое слышно и из другого лагеря. Небезызвестный Збигнев Бжезинский заявляет в своем интервью: «… если ваша страна сделает ставку на возрождение некоей Российской империи в рамках бывшего Советского Союза, то мы будем этому сопротивляться». Ясно – не голыми руками.

Тут стоит уточнить, действительно ли мы хотим возрождения империи? Или мы в слово «империя» вкладываем иной смысл, чем американцы? «Я выступал в Симферополе перед русской общиной со своей философией имперского возрождения!» – гордо заявляет идеолог русского империализма Проханов. И поясняет далее: «Русский мир зародился здесь, в Херсонесе, в этой таинственной купели. И эта купель делает Крым прародиной России, местом, где проявило себя великое русское чудо – православие. То безымянное, не имеющее исторического объяснения событие, которым преображаются континенты, спасаются от гибели великие ценности, возникают грандиозные царства…»

То, что православие, которое сегодня вновь стало опорой государства, стояло у истоков русского империализма – это несомненно. Есть свидетельство того, как реагировали высшие иерархи РПЦ на действия Распутина, которые, как им казалось, разрушали имперскую ткань нашей родины. «Священники окружили Распутина, и отец Гермоген, бия его крестом по голове, возопил: «Как мать в колыбели вынашивает своего ребенка, так и святая церковь своими молитвами, благословениями, подвигами вынянчила великую святыню русского народа – самодержавие царей. А теперь ты, гад, рубишь, разбиваешь наши священные сосуды – носителей самодержавной власти. Доколе же ты, окаянный, будешь это делать?» В контексте недавнего празднования 1025-летия Крещения Руси эти слова обретают новый, вполне определенный смысл…

Наше дело правое

Упомянутая уверенность проявляется и на внутрироссийском уровне. Недавно по ЦТ показывали интервью с внуком Молотова, политологом Никоновым. «Как он похож на своего деда! – думал я, глядя на него. – Прямо одно лицо». Но я сейчас не о лице – я о подходах. В ходе этого выступления Никонов вдруг, вне всякой связи с обсуждаемой темой, обратился к вопросу русской демографии: мол, сегодня наступил, наконец, такой момент, когда этнических русских в России больше, чем нерусских… Как человек очень осторожный, в чем тоже похож на своего деда, Никонов никаких выводов из того факта не сделал. Оборвал себя на полуслове и вернулся к тому, о чем говорил раньше. Но сказал он это явно неспроста. Не следствие ли таких заявлений и то, о чем пишет Проханов в своей колонке «Резались жестоко…»: «Чума пришла в Россию. Что ни день, то кровавые стычки, драки, насилие. Осатанелые кавказские банды, молодые и яростные, сверкают ножами, размахивают битами. В Пугачёво вонзили хирургический скальпель. Байкеры, как чудовищные шмели, слетелись отстаивать честь поруганного товарища. Думского депутата измолотили дубинами дагестанцы. Кавказские группировки берут под контроль русские городки и селения. Лязгают стволами, приставляют дуло к виску обомлевшего обывателя. Носятся по Москве и Питеру ошалелые горские свадьбы, наводя панику пальбой и истошными криками. Беда, ненависть. Чаша за чашей выплескивают эту ненависть в душу населяющих Россию народов. Ожесточение, чувство мести раскалывают многонациональное государство. Шатаются остатки империи. Растерян Кремль, растеряны многоумные политологи. Никто не знает, что делать, кроме националистов и Станислава Белковского, которые яростно требуют отделить Кавказ от России…»

Мне кажется, заявления вроде того, что вбросил в общественное сознание г-н Никонов, как раз и способствуют тому, что Проханов называет «расшатыванием остатков империи». Дед Никонова вряд ли позволил бы себе такую «смелую» реплику. Кстати, подзаголовок этого раздела принадлежит вроде бы ему – Молотову. Он произнес эти слова в 12 часов дня 22 июня 1941 года. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» – сказал он тогда. «Как удалось этому закоренелому сталинскому бюрократу, – недоумевает комментатор, – пропахшему интригами и подлостью, всю жизнь проведшему в затхлой атмосфере номенклатуры, этому обладателю ничего не выражающего лица, которые некоторые сравнивают иногда с совсем другой частью тела, найти такие единственно точные слова, прямые и простые слова – я не знаю. Но он сумел». Все же я думаю, что это не Молотов сказал. Слог не молотовский. Это сталинский слог. Старый семинарист, он навсегда пропитался обрывистым библейским слогом. Написал и передал текст Молотову: «На, Славик… Не мучайся. Прочитай и уходи».

Что касается Дня Конституции в Дагестане, то его содержание, на мой взгляд, оказалось поглощено формой, я имею в виду старинный кавказский наряд, в котором его праздновали первые лица республики. Мне кажется, я понял глубинный смысл этого действа, которое кто-то окрестил «маскарадом». По-моему мнению, эта форма полностью соответствует нашему сознанию, оставшемуся в тех временах, откуда родом эти черкески, папахи и особенно – кинжалы…

 

Коллаж: празднование 1025-летия Крещения Руси… Кремль… Киев… Молотов, Сталин… Наша площадь и, если есть, фото первых лиц в черкесках…

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *