148410517375

«Человек — это, прежде всего выбор, который он делает» Джоан Роулинг

Говорят, что, когда Вильгельм Бисмарк прочитал «Капитал» Карла Маркса, он сказал: «Это очень интересная теория, но теперь найти бы страну, которую не жалко и над которой можно провести этот эксперимент». Как известно, в 1917 году такая страна нашлась. А потом – пошло и поехало, и не было конца злу и несчастьям, что шли следом. Запустить механизмы ненависти и зла очень просто, остановить их – совсем другое дело! Это нужно знать всем, кто делает свой выбор или принимает решение.

Заур Газиев

Как есть

Ахмеднаби Ахмеднабиев не был мне другом. Но теперь это уже не столь важно, теперь его судят другие судьи. Однако сейчас уже вопрос не в том, каким был Ахмеднабиев, а в тех, кто решает свои проблемы таким способом, как убийство. Мерзко то, что уже сейчас есть призывы к дальнейшим зачисткам – и не только приверженцев салафизма. И как должны себя чувствовать те, кто не считает, что система, в которой мы живём, не совсем идеальна и должна реформироваться? Их тоже будут убивать? Это вопрос, который задают себе все разумные люди.

Для нас всех это убийство – тревожный симптом. Прежде всего потому, что наша жизнь – устойчивая экосистема. В ней должны существовать все: и хищники, и травоядные, и паразиты, и даже падальщики. Разрушаешь какую-то часть цепи – появляются проблемы на всех участках. Природой всё продумано! Даже грязные руки в детстве – необходимая часть нашей жизни, ибо борьба с болезнями даёт нам иммунитет, который в течение жизни охраняет нас. Но каждое из звеньев экоцепи должно иметь определённые пропорции, наивно полагать, что природу можно обмануть. Система либо через некоторое время восстановится в прежнем виде, либо начнет развиваться иначе, наделив в будущем заменителя уничтоженного звена повышенными навыками выживания и самосохранения. Чтобы понять это, достаточно просто хорошо закончить среднюю школу! Я это пишу по поводу тех, кто считает убийство журналистов решением своих проблем. Убьёте одних – появятся другие, более злые, более изощрённые! Смысла в убийствах и насилии вообще гораздо меньше, чем полагают те, кто их задумывает. Перефразируя известное крылатое выражение, можно сказать: нам не дано предугадать, как это всё отзовется в будущем! Кто думал в 1999 году, когда зачищали сёла кадарского треугольника, что низвергнутая идеология ещё вернётся в Дагестан? И в каких масштабах! С идеологией вообще невозможно бороться насилием! Германия, чтобы избавиться от тоталитарной идеологии, проходила 30 лет процесс денацификации, и только тогда в общественных настроениях фашизм стал восприниматься как зло.

Дагестанское общество не прошло процесс деэкстримизации, и через некоторое время всё началось снова. Понятно, что для ренессанса клерикализма были свои предпосылки: социум не мог отреагировать иначе на падение качества образования, неработающие законы, разрушение привычной системы ценностей, отсутствие всяких правил. А если добавить к этому способы борьбы с экстремизмом…

Глубоко убеждён, что огромная часть людей оказалась в маргинальной среде в ответ на насилие и оскорбления со стороны силовиков. Конечно, люди уходят в «лес» и по многим другим поводам, но причина всегда одна – они оказались в конфликте с действующей системой, где не смогли занять свою экологическую нишу. Для здоровой и разумной экосистемы достаточно было бы первых признаков зарождения такого явления, чтобы сделать выводы и прекратить создавать предпосылки для увеличения числа паразитов и падальщиков, но нам не повезло. Паразитов, падальщиков и хищников оказалось так много, что вытаптывалось всё хоть сколько-нибудь живое, что здесь существовало… Разбалансированная экосистема просто разрушилась. Появилось целое поколение, не приспособленное к нормальной жизни. Более того, агрессия и враждебность стали нормой жизни! Когда я вижу за рулём автомобиля молодых людей, пропускающих человека через дорогу, у меня бывает жгучее желание подойти и поблагодарить их и родителей, правильно воспитавших своих детей. В наших условиях это чудо. Ещё один пример нарушения общественного экобалланса, когда на ТВ ввели жесткую цензуру, когда вся думающая публика утекла в Интернет. В результате у экранов телевизоров остались либо пожилые люди, либо те, кому нужны только развлечения…

Версии и выводы

Те, кто убивал Ахмеднабиева, решали свою сиюминутную задачу, но создали кучу проблем для будущего. Посеешь ветер – пожнёшь бурю. В результате убийства мы имеем ухудшение имиджа Дагестана, озлобленных единомышленников Ахмеднаби, страдающих родственников и друзей этого человека. Помимо этого – широкое поле для обвинения тех или иных неугодных людей. Ну а те, кто это сделал, сами стали предметом мести небес, ибо все поступки так или иначе возвращаются: отправляя на смерть чужого человека, ты потеряешь кого-то из своих близких. Это аксиома!

Но не исключаю и другую возможность – убийство это направлено на то, чтобы разрушить экосистему, которая потихоньку начинает восстанавливаться. И тогда можно не сомневаться – кровь прольётся еще. Страшная история!

Мы живём в неспокойное время. Мир снова вошел в эпоху перемен. Глобальные тектонические плиты пришли в движение. Кто-то это чувствует, кто-то нет. История с Эдвардом Сноуденом, турецкие бунты, египетский переворот, сирийская гражданская война, бесконечные проблемы с евро и европейскими экономиками – это только то, что лежит на поверхности. Мир находится в стадии трансформации, на поле выходят новые игроки. Приближаясь к знаковому 2014 году, нужно осознать, что двадцатый век с его несложными схемами и понятными раскладками закончился. Всё, что сейчас начинается, будет гораздо сложнее и запутаннее.

Сто лет назад этот год был ознаменован началом Первой мировой войны, следствием которой стала Октябрьская революция и передел европейских границ. Тогда наше государство качественно переродилось и вышло на мировую арену в качестве некой противоположности всему окружающему миру. Что нас ждёт завтра, какими из всего этого выйдут Россия в целом и Дагестан в частности – пока никто не знает. Именно поэтому то, что происходит сейчас в нашей республике, очень важно. Это определяет наше место в меняющемся мире на много лет вперёд! Мы, дагестанцы, должны строить общество, в котором насилие должно восприниматься как самый тяжкий грех. Мы должны понять и принять несколько очень важных максим:

1)                  закон, правила, порядок, морально-этические нормы – для всех должны быть одинаковые;

2)                  убийство, насилие, ложь, клевета, нарушение закона, нравственных норм – это зло!

3)                  только мы ответственны за происходящее в республике – это наша зона ответственности;

4)                  ошибаются все, но ошибки нужно признавать и исправлять;

5)                  не стоит поддаваться на провокации, надо быть морально выше тех, кто пытается внедрить нам программу саморазрушения;

6)                  уважая Закон, мы должны уважать право человека на собственную точку зрения.

Наверное, к этим правилам можно было добавить и другие, не менее важные. Я не претендую на истину в последней инстанции, но на сегодняшний день нам нужно хоть что-то, способное удержать нас от саморазрушения и дальнейшего скатывания в варварское состояние. Кроме нас, дагестанцев, это никому не нужно. Иначе мы так и останемся народом, который никому не жалко.