3896722585

Адвокаты добились перевода бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова в 20-ю горбольницу Москвы на обследование, по результатам которого будет решено, может ли он находиться под стражей.

Шамил Хадисов

Если врачи решат, что обвиняемый в особо тяжких преступлениях экс-мэр Махачкалы не может содержаться под стражей, перед следствием может быть поставлен вопрос об изменении для него меры пресечения. Ранее медицинские эксперты, которых привлекали адвокаты Амирова, установили, что он болен тяжело и его необходимо освободить из СИЗО. 11 июля Амиров был доставлен под особой охраной, в режиме полной секретности в 20-ю горбольницу, где есть специальный блок для арестантов. Поводом для этого стала необходимость обследования экс-чиновника: медики должны ответить на принципиально важный вопрос, может ли он как инвалид с многочисленными хроническими заболеваниями по-прежнему находиться под стражей в столичном СИЗО «Лефортово». Адвоката экс-мэра Махачкалы в клинику не пустили.

Незадолго до этого по просьбе адвокатов Амирова независимый эксперт уже оценивал состояние экс-мэра и пришел к выводу, что его дальнейшее пребывание за решеткой недопустимо и может привести к гибели арестанта. Подготовить отчет защитники Амирова поручили заслуженному врачу России, судмедэксперту Виктору Колкутину.

В отчете Колкутина приведен целый перечень заболеваний и травм, от которых в настоящий момент страдает Саид Амиров. Так, например, сюда входит травматическая болезнь спинного мозга – последствия огнестрельного ранения в 1993 году. Осложнением этой травмы стала атрофия спинного мозга с уровня седьмого спинного позвонка и ниже. Как поясняется в заключении, это приводит к расстройству нервной регуляции внутренних органов, расположенных ниже уровня повреждения. Также, по мнению медика, Амиров страдает хроническим воспалением внутренних органов, сахарным диабетом 2-го типа, хроническим гепатитом и воспалением щитовидной железы.

«У гражданина С.Д. Амирова утрачена способность к полному самообслуживанию, самостоятельному передвижению, произвольному отправлению своих естественных надобностей… что приводит к серьезному ухудшению жизнедеятельности. В связи с этим Амиров постоянно нуждается в помощи и наблюдении в условиях специализированного стационара», – говорится в документе.

В результате анализа документов и истории болезни Саида Амирова медик пришел к выводу, что дальнейшее пребывание арестанта в СИЗО может привести к летальному исходу. «Условия пребывания в следственном изоляторе напрямую способствуют ухудшению состояния Амирова, обострению имеющихся хронических заболеваний, что может привести к выраженной декомпенсации его здоровья, развитию угрожающего жизни состояния и наступлению смертельного исхода», – резюмирует Колкутин.

Поскольку заключение было сделано по просьбе адвокатов независимым медиком, эксперты выразили сомнение, что следствие прислушается к его мнению. С их точки зрения, проведенная экспертиза не поможет освободить Амирова из камеры, так как врачи были приглашены «со стороны».

«Сегодняшняя следственно-судебная практика такова, что берутся во внимание лишь те экспертизы, которые проведены по постановлению следователя и судьи. А в данном случае исследование независимое. У нас десятки примеров, когда гражданские медики говорят, что нельзя держать в изоляторе, а при этом официальные экспертизы медиков и фсиновцев говорят обратное. И людей оставляют в СИЗО и в колониях», – объяснил руководитель проекта «ГУЛАГу-нет» Владимир Осечкин.

Ранее представители Следственного комитета, который ведет расследование по делу Амирова, сочли перевод его в гражданскую больницу маловероятным. Еще в момент ареста Амирова в суд были предоставлены медицинские заключения о состоянии его здоровья, в которых суд не усмотрел никаких противопоказаний для заключения его под стражу, рассказали в СКР.

Однако представители следствия отметили, что примут во внимание заключение медиков из госучреждения.

***

Врачи 20-й столичной горбольницы, где сейчас на обследовании находится арестованный Саид Амиров, запретили ему питаться едой из ресторанов и кафе.

Согласно заведенной во ФСИН практике, находящиеся под следствием арестанты могут заказывать в СИЗО еду из ресторанов. Такая дополнительная услуга возможна. Человек должен написать заявление об этом начальнику СИЗО, после чего с его лицевого счета будет списана сумма, на которую будет закуплена еда в специальном ресторане. По аналогичной схеме арестованный может получать еду и в больнице. Все продукты там будут проверены конвоем, чтобы в них не было запрещенных предметов или напитков.

В больнице утверждают, что 12 июля между Амировым и врачами возникли споры по рациону питания. Амирову привезли на каталке стандартный обед из больничной столовой – манную кашу, суп, гречку с тушеным мясом и традиционный компот. Он попробовал эти блюда, но отказался их есть. После этого Амиров попросил своих адвокатов привозить ему в больницу еду из лучших ресторанов Москвы. Врачи ответили на эту просьбу отказом, после чего адвокаты попытались решить вопрос его питания в буфете больницы. Но и в этом им было отказано.

С учетом болезней экс-чиновника врачи прописали ему специальную диету. Готовить еду для него будет больничный повар.

По словам адвоката Амирова Алмаза Казиева, у его подзащитного не было и нет никаких претензий к качеству больничной еды, он ею очень доволен. «Диета составлена с учетом его заболеваний. Что касается качества пищи, то она намного лучше, чем в СИЗО… Сейчас Амиров проходит полный цикл медицинских исследований по всем диагнозам, чтобы врачи могли составить объективную картину состояния его здоровья. А исследования в больнице продлятся еще 3-4 дня», – заявил Казиев.

Напомним, что Саид Амиров был задержан 1 июня во время масштабной операции спецслужб в Махачкале. Тогда же был задержан и второй фигурант этого дела – племянник Амирова, заместитель мэра Каспийска Юсуп Джапаров. Их на самолете перевезли в Москву, где по ходатайству следствия Басманный райсуд столицы арестовал обоих до 1 августа 2013 года. Амирову и Джапарову предъявлены обвинения по ст. 295 УК («посягательство на жизнь следователя»), за что им может грозить наказание вплоть до пожизненного срока.