100316618426

Именно столько требуется нашей стране для решения проблемы с ветхим жильем

О ветхом жилье, в котором сегодня приходится жить чуть ли ни 40% жителей республики, знают все. Однако далеко не все знают, что произошло на недавнем совещании президента России по проблемам расселения жителей ветхого и аварийного жилья в столице Калмыкии. Об этом и о многих других проблемах переселения из ветхого жилья в сегодняшнем спецматериале «Приемной».

Мурад Абдуллаев

«Качество работы ничтожное, всё поверхностно. Если так будем работать дальше, ни хрена не получится!» – таково дословное содержание тихой ярости Путина, которая по оплошности операторов попала в эфир интернет-телевидения. В итоге коронную фразу президента услышали миллионы россиян. Уже потом, в официальных новостях, Владимир Путин дал четкие указания подчиненным: в ближайшие несколько лет в России должно быть ликвидировано всё аварийное жильё, а жители должны получить новые квартиры от государства.

На решение проблемы с ветхим и аварийным жильем из бюджета уже не первый год выделяются многие миллиарды рублей, однако оказывается, что проблема из года в год только усугубляется. Очевидно, что и в ближайшие три года, несмотря на поручение президента, исправить положение с донельзя изношенным жилым фондом в стране вряд ли получится. Эксперты и аналитики в один голос заявляют, что сегодня «региональные и местные власти в меру своих умений и бюджетных возможностей пишут программы, вступают в отношения с инвесторами, строят и покупают жилье, а людям остается только ждать. Причем ждать, находясь в неведении, когда именно и куда именно они смогут переехать. Практически каждый подлежащий сносу дом обрастает конфликтами, слухами, многочисленными упреками в адрес властей» («Новая газета», № 50 от 13 мая 2013 г.).

Недавно по одному из федеральных телеканалов выступал чиновник крупного ранга, который непосредственно связан со сферой строительства и с разными лицензиями и разрешениями. Он заявил, что Россия по скорости и простоте получения разрешения на строительство стоит на предпоследнем месте в мире! Кстати, на последнем месте находится страна, где получить разрешение вообще невозможно. Таково уж законодательство этой страны. Мы же попытались выяснить, сколько нужно собрать подписей для разрешения и согласования на строительство. Оказалось, что таких подписей нужно 160 (!). А у нас, как правило, каждый, кто должен поставить даже формальную подпись, закатывает глаза и ждет «шоколадку».

Успеет – не успеет?

В Дагестане в целом ситуация не лучше. Жилья в республике явно недостает. В целом у нас уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составляет 15,6 кв.м. Это меньше среднероссийского показателя. При этом и Россия испытывает острый недостаток жилья. Не менее 70% российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. В настоящее время в России на одного человека ежегодно строится 0,25 кв.м. жилья, в то время как для удовлетворения потребностей требуется обеспечить объемы ввода жилья на уровне около 1 кв.м. на человека. Даже в Москве, где строительство идет бурными темпами, куда хотели бы переехать чуть ли не все граждане страны, обеспеченность жителей квадратными метрами на сегодня составляет не более 19 кв.м. на человека. Тем не менее, по данным рейтинга РИА Новости, в число лидеров снижения доли ветхого и аварийного жилья в России за последние 5 – 7 лет вошли Республика Дагестан, Ненецкий АО, Республика Ингушетия. Ситуация в этих регионах улучшается. Мы как бы на пути прогресса и развития. Но вот на уровне жизни конкретных граждан пока это развитие не отражается.

На этой неделе выяснилась еще одна интересная деталь. Интересная для нас и важная для тех, кто вынужден жить в нечеловеческих условиях. Для предоставления финансовой поддержки в решении вопроса с ветхим жильем Дагестан должен подготовить очередную заявку. Об этом на днях говорил вице-премьер Магомедгусен Насрутдинов. Как оказалось, на программу переселения из ветхого жилья государство должно выделить 2 млрд. 600 млн. рублей. Пока из этой суммы поступила только половина – 1 млрд. 106 миллионов. Из республиканского бюджета на эти нужды выделено 328 млн. рублей.

Самое главное сейчас – выполнить требования Минрегионразвития РФ. Основное требование заключается в том, что до конца июня все муниципальные образования республики должны подготовить реестр аварийного и ветхого жилья для того, чтобы принять участие в федеральной программе и получить деньги на расселение.

«На данный момент в этом направлении проведена недостаточная работа», – отметил и.о. вице-премьера РД Магомедгусен Насрутдинов. Если Министерство строительства и ЖКХ не успеет подготовить заявку, то сотни жителей Дагестана продолжат жить в небезопасном жилье.

Потерянные триллионы

На сегодняшний день техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в Дагестане, даже по официальным данным, характеризуется очень высоким (более 70%) уровнем износа. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного жилищных фондов. В целом 30 % жилого фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. С этим жилым фондом рано или поздно что-то надо будет делать. Имеющееся сегодня жилье в большей его части нужно либо заменить, либо перестроить, либо модернизировать.

По подсчётам аналитиков рынка, для того чтобы ситуация с аварийным и ветхим жильём в целом по стране действительно начала как-то изменяться к лучшему, нужны огромные вложения. «В целом по стране цена вопроса составляет более 5 трлн. рублей. Ни бюджет, ни граждане такую сумму не осилят. Разрыв между комфортностью и доступностью можно сократить, наращивая объёмы строительства, увеличивая предложение на рынке», – констатировал недавно советник гендиректора группы компаний «Дружба-Монолит» Василий Диалектов в интервью газете «Версия».

Но это не значит, что, к примеру, в нашей республике все так плохо с жильем. В городе Дагестанские Огни в прошлом году по программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья» был построен шестиэтажный многоквартирный дом по улице Луначарского. По этой же программе сегодня почти закончено строительство пятиэтажного многоквартирного дома с мансардой по улице Козленко. Идут работы и в Тарумовском районе. В 2012 году та же самая программа активно начала работать и здесь: в конце сентября прошлого года новоселами стали жильцы семи новых домов Нового поселка в Кочубее.

Махачкала хаотичная

Информация по теме нашего разговора. В Минстрое РД недавно подвели итоги по вводу жилья за январь-апрель 2013 года. Оказалось, что за этот период на территории республики были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 261,218 тысяч кв. метров, что на 22,3% больше уровня ввода за аналогичный период 2012 года. За апрель введено в эксплуатацию 60,225 тысяч кв.м. Индивидуальными застройщиками за январь-апрель 2013 года возведено 165,877 тысяч кв.м., что составляет 63,5% в общем объеме ввода жилья по республике.

Уже стало правилом, что большая часть строящегося и вводимого жилья республики строится и вводится в Махачкале. В городе на сегодняшний день достаточно своего ветхого фонда – многие дома попросту разрушаются. Один из федеральных журналистов задал вопрос мэру дагестанской столицы о том, что якобы в Махачкале есть прекрасные новые дома, но такое ощущение, что застройка хаотичная. «Как вы смотрите на эту проблему?» – вопрошал журналист. Мэр не растерялся и подтвердил, что Махачкала, действительно, строится по принципу «тут – там»: «Сегодня она (застройкаприм. автора) хаотичная, а 10 – 15 лет назад вообще за голову держались. Вот Грозный: его уничтожили, разбомбили, а потом заново построили. Как легко! Сейчас мы будем строить новый город – Лазурный берег. Здесь есть международный генеральный план. И здесь будем строить с пустого места. А вот реконструировать имеющийся, уже построенный, город приходится хаотично. По-другому не получается, сколько бы мы ни старались, сколько бы ни думали. Вот стоит девятиэтажный дом. И к нему пристроена пристройка! Это как беременная женщина. Для чего построили пристройку? Вот, говорят, в квартире не хватало площади, расширили. Сносим мы эту пристройку. Плачут, просят. Построив эту пристройку, они разбалансировали внутреннюю коммунальную систему – вода, свет, газ. В нижнюю пристройку это всё уходит в первую очередь, и обязательно или снизу, или справа, или сверху соседи страдают. Мы меняем все коммуникации: канализацию, кабели, водоводы 40-х – 50-х годов. Без карты сегодня мы не можем их найти. Мы заказали геоинформационную карту города, сейчас её завершаем. Махачкала – один из пяти городов России, в которых не было такой карты. Сейчас мы восстанавливаем все коммуникации. Делать это в старом городе – это как ремонтировать старые брюки».

 

Подпись под фото: Площадь ветхого и аварийного жилищных фондов ежегодно увеличивается на 2-3%