Приморский город… без моря
С круглого стола от НС РД
Название этого круглого стола, проведенного комитетом НС РД по строительству и ЖКХ, окрыляло и настораживало: «Об архитектурном облике города Махачкалы и его соответствии культурным традициям Дагестана». Окрыляло потому, что слова архитектура, литература, культура вроде уже окончательно вышли из нашего общественного словаря. А настораживало из-за подозрений, что это очередное – ради галочки – мероприятие, призванное подтвердить, как хороша Махачкала, как широко она шагает к статусу миллионного города.
Багаудин Узунаев
И мы не обманулись: мероприятие имело обе эти составляющие. Первым докладывал г-н Альдер Мирзеханов, замглавы города, чье имя часто встречается как в СМИ, так и в частных обращениях и письмах граждан. Его доклад носил парадный характер: в нем были перечислены все достижения властей города последнего десятилетия. Эти показатели, не сходящие с газетных полос и программ телевидения, хорошо известны горожанам, вряд ли имеет смысл их тут снова повторять: возведено… отстроено… отремонтировано… и т.п. Но указал он и на проблемы. Это, во-первых, отсутствие у города генплана, который бы отражал его действительное состояние. В последний раз генплан (разработан в 1990 году) был откорректирован, т.е. приведен в соответствие с реальностью, аж в 2003 году! Из-за этого город в последние годы подвергается скоростной массированной и хаотичной застройке, которая чаще всего приводит именно к утрате нашей столицей ее «культурных традиций».
Следующей серьезной проблемой докладчик обозначил отсутствие полноценных ливневых канализаций, из-за чего улицы Махачкалы даже при незначительном дожде превращаются в мутные реки (свежий пример – ливень на прошлой неделе, который даже показали по ЦТ в качестве потопа техногенного происхождения). Эта проблема будет устранена по завершении строительства подземного тоннельного канализационного коллектора (ПТКК), который, мол, «будет собирать и подавать все стоки города к очистным сооружениям за Каспийском для предотвращения загрязнения моря и его побережья. Инфраструктура расширяется с расчетом на город с миллионным населением…». Однако денег на завершение коллектора у города нет. Поскольку речь идет о больших средствах (свыше 2 млрд. рублей!), то г-н Мирзеханов обратился к заму спикера НС РД Николаю Алчиеву с просьбой посодействовать в получении этих средств из федерального центра. Забегая вперед, скажем, что Алчиев, не отвергнув саму эту идею, о перспективах ее выразился весьма скептически, он предложил от крупных застроек, требующих больших капиталовложений, перейти, как он выразился, к «малым формам». По-видимому, он имел в виду, что горожане должны взять инициативу в свои руки и решать свои жилищные проблемы сами, не ожидая милостей от государства. Как, впрочем, зачастую они и делают.
О необходимости составления нового генплана Махачкалы говорил и главный архитектор города Руслан Умалатов. Он указал и причину, по которой это не делается: высокая стоимость работ – от 152 до 200 млн. рублей! Таких денег в городском бюджете нет, сказал он, и, словно следуя примеру Мирзеханова, обратился к тому же Алчиеву с просьбой включить эти средства в республиканский бюджет с тем, чтобы, наконец, устранить этот серьезный пробел для полноценной деятельности отдела архитектуры и городской администрации в целом.
Насчет затоплений городских улиц г-н Умалатов, согласившись с критикой, добавил, что после недавних ремонтных работ, «утечек» (извержений воды из канализационных труб) стало на порядок меньше: вместо 300 – 400 в былые годы ныне их наблюдается не более 3 – 4. Но и те с вводом в эксплуатацию ПТКК исчезнут навсегда. (Об условиях завершения этого жизненно важного для города строительства мы уже сказали выше).
Надо сказать, что доклады представителей администрации были встречены в основном доброжелательно. Даже обычно критически настроенные члены фракции КПРФ, Махмуд Махмудов и Мурзадин Авезов, ограничились вопросами технического характера, на которые у господ из администрации города есть всегда заготовленные обтекаемые ответы. Правда, Авезов, видимо, желая находиться в фарватере обострившегося в последнее время антиамериканизма, указал на недопустимость использования на дагестанских вывесках англоязычных названий типа «Колорадо», «Голден стар», «Парк хаус» и т.п. Что касается сохранения культурного колорита, то он предложил создать в разных районах города национальные уголки с характерными архитектурными формами: для горцев – сакли, для ногайцев – юрты и т.д.
Но вот слово взял советник РАН архитектуры и строительных наук, заслуженный деятель искусств РД г-н Армен Асриянц, и представителям администрации стало весьма и весьма неуютно. Выступление его носило концептуальный характер и исходило из интересов горожан, а не горстки чиновников с непомерными аппетитами. Архитектор подверг резкой критике градостроительную политику администрации Махачкалы, которая по существу разрушила облик Махачкалы как приморского города, закрыв все проходы к морю. Но она не ограничилась «ограблением» у населения моря, а «грабанула» заодно и гору Тарки-Тау, уникальный природный памятник, превращенный привилегированным республиканским и городским чиновничеством в свои частнособственнические угодья и поместья. «Ляпсусов масса, – продолжал г-н Асриянц. – Многие из них уже неустранимы, но надо хотя бы прекратить это безобразие в дальнейшем. О каком сохранении самобытности Махачкалы можно говорить, если сплошь и рядом мы видим, как безграмотно, чтобы не сказать сильнее, застраиваются улицы, урезаются, а то и вовсе крадутся тротуары, если строятся высотные дома в таких местах, где это несет не только угрозу самобытности города, но и безопасности горожан?! Особенно от такой архитектуры страдают дети, которых лишают дворов и мест для прогулок – все уходит под АЗС, магазины, рестораны и другие развлекательные заведения. Надо в первую очередь думать о людях, – заключил Асриянц, – а не о карманах чиновников и нуворишей».
Асриянца поддержал и директор «Республиканского центра охраны памятников истории, культуры и архитектуры» г-н Ахмедов. Во-первых, он выразил свое возмущение, что его не пригласили на это мероприятие, хотя его центр имеет к нему самое прямое отношение. Ахмедов был, конечно, менее критичен, но указал на недопустимо безобразное отношение со стороны городских властей к делу сохранения в нашей столице культурных и исторических памятников.
Подпись под фото: Асрияц (справа) указывает на архитектурные «ошибки» городских властей
Добавить комментарий