«Два града – две школы», или Состояние души
В очередной раз художественная галерея «Vagidat» распахнула свои двери в весенний день. И повод был замечательный.
Замечательный потому, что весна сумасшедшим образом ворвалась в жизнь нашего города, продрогшего, уставшего от серости и сырости. День исключительный потому, что наметилась выставка офортов малых графических работ – коллекции Юсупа Ханмагомедова, художника, члена Союза художников России, преподавателя художественно-графического факультета ДГПУ, и его студентов. И радостный, потому что куратором выставки была молодой искусствовед, яркая личность Заира Астемирова.
До прихода гостей Заира и ее помощницы любовно расставляют цветы – в помещении, на ступеньках перед входом в галерею. Живая тюльпановая клумба. Настроение – вот оно! Здесь! В этой уютной гостиной, такой родной и близкой для многих людей искусства. Задана тональность – позитивная, доверительная и непосредственная.
Первое впечатление – недоумение: что же это такое? Неведомое обычному человеку. Если картина, так уже большая! Основательная! Весь фокус, вся загадка в том, что это всё надо полюбить. А правильнее сказать – влюбиться в эти волшебные картины, в этого мудрого сурового горца – старика в бурке, в этот крохотный зимний пейзаж – в Ильинскую слободу, в Петербурский дворик, в Соловки, в Храм Спаса на крови, в древний Гамсутль, в Чадоколаб, в Итальянскую улочку, в реку Каму, в Александро-Невскую Лавру, в сельский праздник.
Так и случилось с Юсупом Мамаевичем и его учениками, с Заирой Астемировой, которая еще в детстве, как завороженная, всматривалась в репродукции картин Альберта Дюрера, Рембрандта и влюбилась в них. Это было так давно, когда был еще жив дедушка – художник Омар Гусейнов. С тех пор, совершив свое первое детское открытие, она никогда не изменила ему, потому что это – сокровенное.
«В моей коллекции – офорты. Они меня успокаивают. Я смотрю на них перед сном и попадаю в другое измерение, в другой мир, в другое пространство. Это как молитва перед сном», – по-детски восторженно, по- взрослому высокопрофессионально делится своими мыслями Заира.
Переписка в Фейсбуке с Юнусом Мамаевичем, знакомство с новыми интересными офортами молодых художников – все это предпосылки будущей выставки.
Решено! Должна состояться выставка! В галерее «Vagidat», у Вагидат Шамадаевой, которая пятый год пропагандирует современное и традиционное искусство Дагестана, приглашает на свою площадку искусствоведов, развивает свой долгосрочный проект «Высокие звезды».
Неформальная обстановка располагает к доверительному и нужному диалогу об искусстве. Как важно сегодня услышать чудодейственное слово от своих современников. Неискушенному в искусстве человеку этот разговор – бальзам! Понимаешь, как мало смыслишь в искусстве, как неуверенно разбираешься в стилях и жанрах, как многое нужно познать, открыть и полюбить! И это твоя жизнь. Не материальная, пресыщенная, обывательская и ущербная.
С огромным удовольствием слушала Вагидат Шамадаеву, Абдулзагира Мусаева, Татьяну Петенину, Курбанали Магомедова, Ибрагим-Халила Супьянова, Апанди Магомедова, Арслангерея Акавова и других. Трое художников – Абзагир Мусаев, Арслангерей Акавов и Юсуп Ханмагомедов – выпускники Ленинградского Художественного института им Репина. «Два града – две школы». Какое емкое и лаконичное название! Две школы: петербургская и дагестанская – это так важно для современного искусства, когда соединяются в единомыслии блистательные традиции.
«И кто знает, как распорядится судьба. Может быть, кто-то из учеников перерастет своего учителя, пойдет дальше», – размышляет искусствовед Татьяна Петенина.
Вновь возвращаясь к офортам, совершаю свое открытие имен: Акаев, Архипов, Чаркин, Назаров, Глухов, Колокольцев, Керимов, Коледин, Гончар, Сеидова, Сергеев, Вельгоненко, Забаров, Рожин, Мусаев, Давудов, Курбанов.
Портреты, пейзажи, натюрморты… Чувствуется пристальное внимание художников к неповторимой индивидуальности модели – к архитектуре Санкт-Петербурга и непреступным скалам, к узким многоступенчатым горным улочкам Дагестана.
Герои полны достоинства, сильной воли, независимой мысли, в них проступают типические национальные черты. Работы привлекают не только техническим мастерством, но и настроением, ностальгией по ушедшему времени. Я приближаюсь к этим маленьким окошкам в большой мир и испытываю радость. И еще желаю познать что-то новое.
Когда-то Шагал изрек: «Искусство – это прежде всего состояние души». И поэтому невольно рука тянется к книге «Мировая живопись» из серии «Полотна великих мастеров», ты вновь окунаешься в этот таинственный и неизведанный мир искусства. Как в первый раз, рассматриваешь репродукции с картин художников: Франсиско Гойя – в графическом наследии художника выделяются знаменитая серия офортов «Капричос», гравюры серии «Бедствие войны»; картины Сандро Ботичелли – блестящий образец высокого Ренессанса, воздушные изысканные композиции; живопись и графика голландского живописца и графика Рембрандта, графические работы Льва Бакста, который с равным успехом занимался книжной графикой, декоративным искусством, оформлением интерьера, радостные и праздничные картины, по-детски выразительный рисунок живописца и графика Анри Матисса; красочные, вдохновенные картины русского живописца и графика, одного из лидеров русского авангарда Марка Шагала; «кристаллообразный» стиль работ М. Врубеля. Все это ошеломляет своими гранями, множеством маленьких плоскостей.
Состояние души… Погружение в мир искусства дарит редкие, но счастливые минуты жизни.
Л.Г. Джамалутдинова,
заслуженный учитель Республики Дагестан
Добавить комментарий