85185014872

Гримасы «социальной справедливости» в России

В конце марта в соседнем Ростове-на-Дону состоялась конференция, организованная ОНФ (Общероссийским народным фронтом). Бросились в глаза два момента: во-первых, название форума («Строительство социальной справедливости»), во-вторых, что на него явился сам президент страны Владимир Путин.

Багаудин Узунаев

Впрочем, последнее менее удивительно. По двум причинам. Во-первых, Путин как бы «крестный отец» этой относительно новой общественной организации. Во-вторых, президент, в связи с некоторым падением авторитета «Единой России», где оказалось больше всего лиц с собственностью и счетами за рубежом, в обсуждении значимых идеологических тем все чаще стал опираться на это свое новоявленное детище. Возможно, эта форма выражения недоверия президента партии власти.

Новая порода людей?

Что же касается названия форума, то оно заинтересовывает откровенным признанием того, что у нас в стране нет «социальной справедливости». Иначе, зачем было объявлять о начале ее строительства? Это признание вдвойне интересно на фоне статьи Конституции нашей страны, где утверждается, что Россия — «социальное государство». В данном контексте это означает, что в России национальное богатство распределяется с перекосом в пользу социума. Но в реальности мы этого перекоса не видим. Наоборот, мы видим перекос в пользу чиновничества (бюрократии) этого государства, олигархата и ряда силовых структур и ведомств. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить зарплату, например, бывшей начальницы Департамента по имуществу МО РФ госпожи Васильевой и, цитирую, «доходы молодого врача стационара, 2,5 ставки»: первая получала 5 млн. рублей в месяц (по данным «МК», не опровергнутым никем), а второй — 15,533,21 рубль»! Как видим, суммы вообще не сопоставимые.

Чтобы лучше понять, что означает термин «социальная справедливость», было бы полезно понять для начала, что означает сам термин «справедливость», так сказать, без прилагательных. К примеру, та же госпожа Васильева, находящаяся ныне под следствием в связи с уголовными делами в рамках Рособоронсервиса и получавшая 5 млн. рублей в месяц, считала ли она справедливым такое вознаграждение за свой труд? Конечно! Иначе она отказалась бы от той части этого вознаграждения, которое выходит за рамки справедливого. Но ни один рубль из положенных ей в качестве зарплаты пяти млн. рублей Васильева не считала получаемым ею несправедливо. Более того, она, по-видимому, считала, что ей недоплачивают, иначе для чего бы она сработала фирму по продаже недвижимости МО РФ, в результате деятельности которой «зарабатывала» дополнительно еще миллиарды рублей! Значит, госпожа Васильева считала, что государство ей платит мало, гораздо меньше, чем она считала справедливым получать за свой труд.

Замечу мимоходом: в России найдутся миллионы людей, которые, получив на руки 5 млн. рублей (даже не ежемесячно, а однократно!), сочли бы, что они по гроб жизни материально обеспечены и упакованы! Так из какого же теста сделана госпожа Васильева и ей подобные россияне, которые, получая ежемесячно миллионы рублей, считают возможным еще обкрадывать государство, положившее им такие оклады? Что же за потребности такие, неведомые и непонятные нам, простым смертным, присущи этим господам?

Хабардан хинкал яхши?

Чтобы меня не обвинили в отрыве от корней, приведу аналогичные примеры из дагестанской практики. Причем — для вящей достоверности сошлюсь на первое лицо нашей республики, господина Абдулатипова. На своей недавней пресс-конференции, состоявшейся 19 апреля, он заявил буквально следующее. «Я знал и понимал, что происходит, но не думал, что кризис настолько глубок. Ни одна сфера нормально не функционирует. Многое из того, что могло бы работать на пользу республики, не работает…». Поясним, что «сферы», которые «не функционируют», не функционируют на пользу общества и государства, очень хорошо функционируют на пользу полукриминальных кланов и преступных сообществ.

Далее врио уточняет свою мысль: «Электроэнергия передана в Пятигорск, мы фактически не управляем этой сферой. Более того, разного рода люди делят между собой платежи за электроэнергию, а потом записывают на Дагестан долги. Это огромные деньги, половина бюджета республики!.. То же самое касается газа, нефти, рыбной отрасли. Огромное море может прокормить Дагестан, но ни одной копейки с доходов от него не поступает в бюджет республики». Итак, электроэнергия, газ, нефть, огромное море и т.п. сегменты дагестанского народного хозяйства кормят небольшую горстку дагестанцев. Кормят, судя по их лоснящимся лицам, дорогим костюмам и мощным иномаркам, отлично!

А все остальные получают так, как тот «молодой врач стационара», — 15 тысяч рублей. Это в лучшем случае…

И что примечательно: писать про такое положение дел, указывать на такую «социальную справедливость» в Дагестане попросту опасно. Потому что эти кланы в ходе своего «служения народу» огребли такие колоссальные материальные ресурсы, что могут стереть в порошок любого журналиста или общественного деятеля, которые осмелились бы указать на их «проделки» (чтобы не сказать преступления). Личной злости для расправы им не занимать, тем более что им за этого ничего не будет. Ибо вся т.н. правоохранительная система, за редкими исключениями, скуплена ими на корню и готова покрывать любые их… деяния! Вот такие выводы напрашиваются из речи врио Абдулатипова. И тут возникает вопрос: насколько сам г-н Абдулатипов уверен, что сможет справиться с этой «системой»? Ведь они могут и с ним разобраться, если уж дело коснется «заработанного» ими на ниве служения дагестанскому народу? Ведь лишить их власти, собственности — это все равно что лишить их смысла существования. Этим людям нечем заполнить свою жизнь, кроме «распилов», интриг, устранений с дороги неугодных и несговорчивых… Их не интересуют искусство, литература, философия. Их жизненное кредо может быть выражено словами кумыкской пословицы: «Хабардан хинкал яхши…» («Хинкал лучше разговоров…»). Ведь Абдулатипов сам заявлял, что он не находит в кадровом резерве фигур, которыми можно было бы заменить эти вороватые кланы, угнездившиеся на вершине власти и захватившие командные высоты народного хозяйства Дагестана! Да и дальнейшая судьба тех, кого он все-таки найдет, которыми заменит «сильных» и на все способных нынешних управленцев, тоже может оказаться незавидной… Вы понимаете, о чем я?

Но продолжим наши рассуждения о «социальной справедливости», вернее, «несправедливости», потому что положение, когда «воровка» Васильева получает оклад в 5 млн. рублей в месяц, а «молодой врач стационар» 15 тысяч, ни по каким меркам не может считаться справедливым.

Так кого же кормит Россия?

Позволю себе небольшое лирическое отступление, которым хочу подчеркнуть мое отношение к такому понятию, как «труд». Убежден, что и любой нормальный человек не может относиться к труду иначе. Речь идет о строках из зашифрованной главы «Евгения Онегина», в которых Пушкин дает оценку тогдашнему правителю России Александру Первому. «Властитель слабый и лукавый, — пишет поэт, — Плешивый щеголь, враг труда,/ Нечаянно пригретый славой / Над нами царствовал тогда…». «Враг труда…» — для Пушкина это исчерпывающе отрицательная характеристика. Т.е. труд — это ценность абсолютная. И тот, кто его не ценит, а тем более презирает и брезгует им, в глазах Пушкина не стоил гроша ломаного. А вот он писал — ни много ни мало — об императоре Российской империи, могущественнейшем человеке своего времени!

Про труд заходила речь и в Ростове-на-Дону. В частности, там была затронута тема «золотых парашютов» — «откупных» выплат т.н. топ-менеджерам, которых попросили покинуть их кресла до истечения оговоренного в соглашении срока. Конкретно был упомянут г-н Проворотов, экс-президент телекоммуникационной компании «Ростелеком». Дело в том, что за досрочное прекращение полномочий Проворотов получил 229 млн. рублей. Поскольку «Ростелеком» — компания с преимущественным государственным участием, речь идет о государственных (бюджетных) средствах. Вот про эти миллионы и спросили Путина: хорошо ли это, правильно ли — выдавать такие откупные руководителю лишь за то, что он просто недоруководил несколько лет на своем посту?

Отдадим должное Путину: он сказал, что эти «золотые парашюты» надо ограничивать… Правда, автор статьи возмущается: мол, не ограничивать надо, а посылать их куда подальше с их золотыми аппетитами. Но, видимо, у Путина связаны руки, иначе он бы, конечно, выразился покрепче…

Чтобы читатель не думал, что «золотые парашюты» нечто безобидное и вызывают недовольство только у россиян, сошлемся на опыт США, где, между прочим, эти «золотые парашюты» в свое время и зародились. «Золотые парашюты» компенсации, выплачиваемые руководителям и особо ценным работникам крупных компаний в случае их отставки, стали одним из символов корпоративной Америки, читаем в статье «Капитализм пока сильней Капитолия». И соответственно — одним из главных объектов ненависти участников массового движения «Оккупируй Уолл-стрит»: анархистов, либералов, престарелых хиппи и «прогрессивных» студентов… Именно «золотые парашюты» стали одной из причин массового выхода людей на улицы и строительства палаточных лагерей от Калифорнии до Аляски: против засилья корпораций и за новый экономический порядок. Чтобы не допустить повторения рецессии, Конгресс, где в начале первого президентского срока Обамы в обеих палатах демократы имели большинство, принял закон Додда-Франка, вводящий сотни новых мер и предписаний по контролю государства за финансовыми институтами. Одной из мишеней финансовой системы стали «золотые парашюты».

Как видим, «золотые парашюты» стали одним из факторов рецессии в экономике США. Но для нас, дагестанцев, гораздо важней другой аспект этой проблемы. Если бы я стал цитировать здесь весь список экс-руководителей российских компаний, отхвативших «золотые парашюты», и называть все суммы, полученные ими в связи с невозможностью доруководить, то мы увидели, что речь идет о колоссально огромных деньгах. Между прочим, среди них нет ни одного кавказца! Так, может быть, патриотам России не надо кричать «Хватит кормить Кавказ!», а лучше — «Хватит кормить воров и парашютистов!»?

И это будет справедливо…

 

Коллаж: Кремль… Путин… Олигархат… Абдулатипов… Каспий… Парашютисты…