Нет худа без добра
О некоторых проблемах формирования дагестанского общественного сознания
В многовековом процессе формирования дагестанского общественного сознания, безусловно, важную роль сыграли особенности социального развития и этногенеза народов нашей республики. Постоянные внешние воздействия военно-политического, социокультурного, торгово-экономического плана, конечно же, отразились на облике современного дагестанца.
Лев Цэров
И в тоже время мы, дагестанцы, живущие сегодня, во многом сохранили свои особенности, специфику, удивительно живучую конфессиональную и этническую толерантность. Можно смело говорить о том, что именно «запасы прочности», «ресурсы» нашего исторического опыта и традиций позволяют выдерживать трудности и испытания, выпавшие современным дагестанцам, искать и находить адекватные ответы вызовам исторического периода, который мы переживаем.
Каждый этнос имеет свой оригинальный стереотип поведения, этническую картину мира, исторически сложившуюся социальную структуру и управляющую систему в виде традиций и обычаев.
Для дагестанских этносов основой социальной структуры этноса является тухум (клан). В современном Дагестане под термином «тухум» понимают сообщество близких родственников со стороны отца и матери (отцовский тухум, материнский тухум), но в силу принятой традиции во многих селах существует внутритухумная эндогамия. Еще М.М. Ковалевский отмечал: «Обстоятельство, более других содействующее обособленности дагестанских родов, составляет полное господство в их среде эндогамии». Социальная структура тухум – джамаат села – союз сельских общин является идентичной для всех автохтонных этносов Дагестана. Тухум – это не пережиток родоплеменных отношений, а основа традиционной социальной структуры дагестанских этносов, и она будет существовать, пока будут существовать дагестанцы. Тухумы благополучно пережили имамат Шамиля, царскую Россию и советскую власть. Существуют они и сегодня, в условиях современной российской государственности, значительно влияя на общественно-политическую и экономическую ситуацию в республике. Идентичность современных дагестанцев полностью согласуется с традиционной социальной организацией дагестанского общества и имеет схожую иерархическую структуру: тухум – джамаат села – свой район (современные районы в целом совпадают с бывшими союзами сельских общин) – национальность (это относительно новое понятие, появившееся в 40 – 50-х годах ХХ столетия). Интересы тухума всегда превалируют над интересами джамаата села, интересы последнего – над интересами района, а интересы района – над интересами республики.
Лонгитюдное исследование, проводимое нами с 1993 г. (опрошено 1256 человек), показывает, что идентичность «дагестанец» является наименее значимой в иерархии идентичностей жителей республики и актуализируется только при контактах с инокультурной средой. Эта особенность идентичности дагестанцев порождает определенные сложности в сфере политики и общественных процессов.
Существуют и проблемы формирования дагестанского общественного сознания. Формально в республике существует гражданское общество. Созданы и функционируют общественные организации, в том числе и внесистемные («Матери Дагестана», независимый профсоюз водителей, профсоюз работников МВД и др.). Но в реальности все эти общественные организации являются филиалами тех тухумов и сельских общин, представители которых их возглавляют. Даже, казалось бы, глобалистское по своей сути движение салафитов в Дагестане имеет те же признаки тухумности и землячества. Анализ биографических данных лидеров салафитского движения, уничтоженных и находящихся в розыске экстремистов, показывает, что большинство из них являются выходцами из нескольких районов и сел республики. Атомизация дагестанского общества, обусловленная традиционной социальной структурой, приводит к невозможности появления общедагестанского лидера и даже группы лидеров, которых признавал бы весь Дагестан. В республике никогда не было лиц, которых можно было бы назвать «властителями дум» или «совестью нации», хотя в каждом районе и селе есть авторитетные люди, пользующиеся безусловным уважением большинства населения этого района или села. В целом же дагестанское общество разобщено, и каждый занят своими интересами. Поэтому ни одно громкое событие, в том числе и убийство такого авторитетного человека, как шейх Саид Афанди Чиркейский, не вызвало ожидаемого общественного резонанса.
Традиционная социальная структура дагестанских этносов исключает формирование сколько-нибудь мощного общественного движения в рамках всей республики, но эта же особенность дагестанского менталитета чрезвычайно затрудняет задачу деструктивных сил «раскачать» ситуацию в Дагестане.
Добавить комментарий