16935786609

Вот и всё… Его больше нет. Он ушел раньше, чем многие из тех, кому больше лет… Я не знаю, почему, но мне страшно не хватает бесед с этим человеком. Умный, добрый, благородный, очень терпеливый человек. У него было врождённое чувство меры. Это один из немногих знакомых мне людей, в которых уживались честность и чувство такта, толерантность и приверженность традиционным ценностям.

Заур Газиев

Я узнал о его диагнозе ещё в прошлом году. Мне хотелось расплакаться. Это очень несправедливо. Мы иногда переписывались с ним, и для меня это было очень важным моментом. Я всегда считал Аркадия нашим национальным достоянием. Это представитель того поколения, которое любило учиться, любило книги. Они выросли в относительной сытости, но при этом были лишены той разнузданности и беспардонности, которые свойственны многим представителям более позднего времени…

Хочется привести выдержки из нашей интернет-переписки, чтобы у вас сложилось более личное представление об этом замечательном человеке. Он мужественно переносил все страдания, он сохранил чувство человеческого достоинства даже перед лицом страшной болезни — не возненавидел ни этот мир, ни этих людей. Он ушел так же тихо и достойно, как жил. Не всякому это удается…

Аркадий Ганиев: Салам, Заур!

Заурбек Газиев: Ваалейкум салам! Как вы, Аркадий? Чем заняты?

Аркадий Ганиев: Проблем уйма в связи с обвалом рынков. Ещё — тесть умер в пятницу. Прилетал в связи с этим в Дагестан, был в Гунибе. Прошлой ночью вернулся в Москву.

Заурбек Газиев: Мои соболезнования, Аркадий.

Аркадий Ганиев: Спасибо, Заур. Из-за занятости на работе давно не писал в ЖЖ и в соцсетях. Сейчас просмотрел Фейсбук. Столько бреда можно найти!!!

Заурбек Газиев: И это вы ещё по верхам пробежали! Началось осеннее обострение!

Аркадий Ганиев: Ты о русском марше или вообще?

Заурбек Газиев: И о русском марше, и вообще!

Аркадий Ганиев: Что нового? Я смотрю, Ханжан из «НВ» у тебя начал публиковаться…

Заурбек Газиев: Это приобретение, которым я горжусь!

Аркадий Ганиев: У него там конфликт, что ли, случился? Согласен, что Ханжан — хорошее приобретение.

Заурбек Газиев: Нет, не конфликт. Владелец издания поменял главреда. И всё! Ханжан остался без работы. Ему нужна была работа, а я не мог позволить себе отказаться от хорошего автора.

Аркадий Ганиев: А Надира в НД публикуется…

Заурбек Газиев: Всё смешалось в доме Облонских!))))

Аркадий Ганиев: Да уж… Но в принципе это хорошо… Для разнообразия.

Заурбек Газиев: Для разнообразия нам бы ещё здравого смысла и уважения друг к другу немного(((.

Аркадий Ганиев: Это правильно. В Сети иногда вижу, как некоторым мерещится Заур там, где точно не он (это когда кто-то под непонятным ником или анонимом выступает). Да и,  в принципе, важно, что написано, а не кто написал. Обсуждать надо текст, а не автора.

Заурбек Газиев: Я уже давно к этому безразличен, просто не обращаю внимания))) Они всё равно не способны на вменяемый диалог.

Заурбек Газиев: Давайте сделаем с вами большое интервью!

Аркадий Ганиев: Спасибо, Заур! Я не против.

Заурбек Газиев: Спасибо и вам огромное! Я подготовлю вопросы и пошлю их вам.

Аркадий Ганиев: Хорошо.

***

Надо сказать, что до этого у меня было длительное знакомство с Аркадием. Он даже был у меня на свадьбе тамадой. Видео это и сейчас есть в моём архиве. Ну и, конечно же, этот человек не один раз был у меня на телепрограмме «Другое измерение». Каждый диалог с ним — это всегда событие, всегда яркая вспышка! Его диагноз для меня был действительно громом среди ясного неба…

Аркадий Ганиев: Заур, не знаю, когда буду в Махачкале. У меня обнаружился рак желудка с множественными метастазами в печени. Гамид Аскерханов выявил. В последнее время я замечал нарастающую одышку и физическую слабость. В соцсетях не распространяюсь об этом. Буду бороться с болезнью и продолжать жить…

Заурбек Газиев: !!!!!!!!!!! Моя мама умерла от рака желудка… Моя бабушка скончалась от этого же диагноза… Совсем недавно от рака умерла моя тётя… Я просто не знаю, что и сказать.

Аркадий Ганиев: И мой отец умер от этого диагноза, но в 79 лет.

Заурбек Газиев: Блин, я сейчас готов расплакаться…

Аркадий Ганиев: Не надо. Я хочу успеть написать, издать и презентовать книгу.

Заурбек Газиев: Чем я могу быть вам полезен?

Аркадий Ганиев: Бодростью духа, Заур!

Заурбек Газиев: А можно я не буду притворяться и скажу, что мне очень больно… Я хочу, чтобы вы знали: я считаю вас одним из самых благородных людей, каких знал и знаю… Можно я просто скажу вам, что вы сделали этот мир светлее и лучше…

Аркадий Ганиев: Притворяться необязательно. И мне самому хочется пожить. И всё, что возможно, буду делать для этого; просто я понимаю, что нельзя паниковать…

Скопировал вопросы в вордовский файл. Постараюсь не тянуть с ответами. Хорошие вопросы. Буду стараться отвечать на все вопросы. Завтра на приём к химиотерапевту. Он посмотрит результаты анализов и скажет, можно ли мне делать химиотерапию. Если да, то когда ложиться на процедуры. Возможно, со вторника буду в больнице. Возьму нетбук с собой. И попрошу сына купить флешку с Интернетом.

Заурбек Газиев: Огромное спасибо за то, что сказали, что вам понравились вопросы. Надеюсь, это не просто вежливость. Я уверен, что у вас есть ответы на вопросы, которые сегодня задают многие дагестанцы….

Аркадий Ганиев: Действительно, понравились. Если в ходе формулирования ответов у меня вдруг возникнет пожелание скорректировать тот или иной вопрос, я спрошу.

Заурбек Газиев: Не нужно спрашивать. Сделайте так, как чувствуете наиболее верным.

***

Аркадий Ганиев: Как ситуация в газете? Как тебе Нариман в новой должности? Он молодец, блог продолжает вести.

Заурбек Газиев: У нас с этим человеком всё сложно…. Министерская должность… Но в газете всё по-прежнему.

Аркадий Ганиев: А как на ТВ?

Заурбек Газиев: Делаю проекты с молодыми людьми. Прежде чем начну делать свой проект, хочу запустить 6-7 новых проектов… А как вы себя чувствуете?

Аркадий Ганиев: Я прошёл в больнице первый курс химиотерапии. Два-три дня были недомогания, сейчас чувствую себя нормально. Пока отпустили домой, но ориентировочно в четверг снова лягу на продолжение химии. До вторника постараюсь прислать тебе ответы на вопросы.

***

После этого прошло совсем немного времени, и я получил от Аркадия ответы на вопросы. Я считаю это лучшим интервью в моей жизни. Это слова человека, который знал про свой народ всё — и хорошее, и плохое, но всё равно прощал и любил его.

***

Заурбек Газиев: Спасибо!!!!! Рад вас видеть на Фейсбуке, Аркадий.

Аркадий Ганиев: Салам, Заур! Что нового, интересного в наших краях?

Заурбек Газиев: Даже не знаю. У нас бурно! А как вы себя чувствуете?

Аркадий Ганиев: Я прохожу сейчас вторую химию. Переношу лучше, чем первую. Только вот сегодня ангина ещё появилась, иммунитет ослаблен.

Заурбек Газиев: Всё понимаю и очень благодарен вам за то, что тратите на меня своё время. Вы ведь у нас отец дагестанского праволиберализма! И вообще, вы — легенда!

Аркадий Ганиев: )))) Насчёт легенды, конечно, загнул. Но спасибо)))))

Заурбек Газиев: И вовсе не загнул! Вы даже не представляете, насколько вы одним своим существованием повлияли на огромное количество людей.

Аркадий Ганиев: Ангина проклятая не отпускает.

Заурбек Газиев: Аркадий, дорогой! Выздоравливайте. Я и моя супруга — мы все болеем за вас!

Аркадий Ганиев: Спасибо! Я ангину лечил до сих пор только местным воздействием, без антибиотиков, так как их нельзя совмещать с таблетками химиотерапии, которые я принимаю. Сейчас звонил лечащему врачу, рассказал о своём состоянии. Она приказала прекратить приём таблеток химии и начать принимать антибиотики, чтобы вылечить ангину, иначе, говорит, осложнение на сердце может быть.

Заур Газиев: Какой кошмар!

Аркадий Ганиев: Я более полумесяца вообще ничего ел. Не мог, вырывал, температурил, похудел на 13 кг. Сейчас интоксикация от химии прошла, из больницы выписался, есть начал. Осталась слабость, вызванная долгим голоданием, хожу шатаясь. Все время хочется прилечь. Вот и лежу днями и ночами.

Заурбек Газиев: Сочувствую, Аркадий. Крепитесь… Вы же горец! Гамач! Бихинчи! Вас не проймёшь…

***

Когда я думаю об этом человеке, то думаю о том, что Дагестан не то место, где ему стоило бы прожить. Тихая, уютная европейская страна, где люди свободны в своём выборе и ограничены лишь своей порядочностью. Он должен был жить в стране, где торжественно встречают на вокзале не единоборцев, а мудрецов. Мне жаль, что болезнь, которая лечится уже во всём мире, скосила Аркадия Ганиева — мудреца и человеколюба. Скорблю вместе со всеми, кто знал его и любил. Очень надеюсь, что Всевышний, принимая его к себе, оценит всё лучшее, что было в этом человеке и что было сделано им, и простит его там, где он был несовершенен.

 

Подпись под фото: 1995 год. Заур Газиев и Аркадий Ганиев (справа)