В Дагестане разгорается скандал вокруг завода «Дагдизель». В апреле 2011 года завод заключил госконтракт с Минобороны на поставку самонаводящихся торпед УСЭТ-80. Разрабатывали их в Санкт-Петербурге, а «Дагдизель» должен был собирать. За 5 млрд. 180 млн. рублей завод взялся выпустить 80 ракет в течение трех лет — с 2011 по 2013 годы. На счет предприятия поступил аванс — 2 млрд. 700 млн. рублей. Работа вроде бы началась, но дело ограничилось выпуском комплектующих.

Как только вышли сроки поставки первой партии торпед, госзаказом заинтересовалась Главная военная прокуратура. Проверяющие выяснили, что деньги госконтракта тратились не на его выполнение, а на «другие хозяйственные нужды». Что касается сбора торпед, то их планировали собирать из того, что было: в ход шли бэушные комплектующие, на которые ставилась новая маркировка.

— Функционеры этого завода не только не озадачились исполнением договора, но и решили получить дополнительную выгоду. При сборке новых торпед они планировали использовать старые комплектующие с истекшими сроками хранения, некоторые из них неизвестного происхождения. В итоге на флот могло попасть оружие сомнительной боеготовности, — цитирует «Ъ» Главную военную прокуратуру.

Минобороны обратилось в Арбитражный суд, требуя от «Дагдизеля» вернуть аванс, расторгнуть контракт и выплатить неустойку в 526 миллионов рублей. Суд признал законность требований: аванс вернули, контракт расторгли. Требования по неустойке удовлетворили частично — на 222 миллиона рублей.

Представители «Дагдизеля» на заседании заявили, что вины завода в срыве контракта нет — условия были невыполнимые. По контракту было запрещено ставить на торпеды двигатели, выпущенные ранее 2010 года. У «Дагдизеля» же были только двигатели старого образца. Когда завод обратился в Минобороны с просьбой сообщить о производителе двигателей нового образца, то ответ пришел лишь в августе 2012 года, когда Минобороны дало указание их прежнему производителю двигателей — ОАО «Электросила» — передать конструкторскую документацию в ОАО «Двигатель». С ним и был заключен контракт на выпуск торпедных двигателей.

Разбирательства по делу продолжаются. Юристы завода «Дагдизель» собираются обжаловать решение Арбитражного суда.