Уходящая натура
Смерть Манабы Магомедовой — это не просто уход большого художника, это один из последних звоночков о том, что заканчивается эпоха, когда интеллигенция была элитой общества и пользовалась уважением и властей, и граждан. Маленькая женщина с волшебными руками наполняла наш мир красотой, которую иначе чем божественной назвать не получается. Она ушла тихо и с достоинством, как уходили наши старики в течение столетий: без жалоб, без нытья, без унизительного старческого впадания в детство. При этом снова встал вопрос о том месте, которое должна занимать интеллигенция …
Заур Газиев
Вшивая, не вшивая…
Я уже не один раз затрагивал тему интеллигенции и много раз наталкивался на возмущение людей, причисляющих себя к этому классу, но, по моему мнению, таковыми не являющимися. Уже и не знаю, что стоит за этим понятием. Время стремительно наполняет новыми смыслами старые и, казалось бы, понятные слова. В мире всё перепуталось. Если мы принимаем за идеал интеллигента академика Д. Лихачёва, то у нас даже до нижней планки редко кто дотягивает. А про то, как человек может нести гордое звание интеллигента, и говорить не приходится. Слишком много раз за самыми благообразными фасадами скрывалась такая гниль, что и вспоминать об этом не хочется. Интеллигенция — это гумус, это почва, на которой растёт всё прекрасное и полезное. Гумус накапливается столетиями, и это очень тонкий слой. Он не выносит агрессивных сред и варварского к себе отношение. Он быстро утрачивается, и пройдет много десятилетий, пока он восстанавливается. Но без него невозможно. Вот так и интеллигенция. Она определяет границу добра и зла, дозволенного и недозволенного. Она и есть совесть нации. Необязательно, образованный, но это всегда совестливый человек! Совестливый человек, благородство которого не адресное, а абсолютное, по отношению ко всем! А ещё интеллигенция — это питательная среда для творчества. Она духовно наполняет талант, она его окультуривает. Интеллигентская среда даёт таланту огранку.
Не бывает интеллигента, который хамит подчинённым и при этом проявляет великодушие к гостям. На этот вопрос дал ответ ещё Лев Толстой в повести «После бала».
Сейчас, когда мы пытаемся преодолеть нравственную деградацию, в которую окунулось наше общество, хотелось бы понять, где и когда мы потеряли свои духовные ориентиры. На каком этапе мы растеряли ту интеллигенцию, которая только зарождалась и появлялась? Может, её и вовсе не было? Почему её так легко удалось растлить и растоптать, если она на самом деле была? Если честно, интеллигенция, готовая кланяться и петь осанну любому, кто окажется на вершине властного олимпа, это вовсе не интеллигенция!! Я не хочу обижать пожилых людей, не слишком обременённых моралью, но патологическая любовь к власти — это просто клиника и уже, скорее всего, показатель неинтеллигентности. Интеллигентный человек не меняет убеждений, перебегая от одного к другому, интеллигентный человек уважает, а не поклоняется.
Интеллигентность — это совсем иные отношения с реальностью! Это более тонкое понимание мира, где есть и прощение, и принципиальность! Никогда не забуду, как люди, кичащиеся своей интеллигентностью, при смене власти вдруг переставали отвечать на звонки, делали вид, что не узнают. Я в том возрасте, когда это уже не удивляет и не расстраивает — ты просто констатируешь факт. На разных этапах жизни я встречал на самом деле и очень интеллигентных людей и могу сказать: если благородство — это душевная красота, тогда то, с чем я часто сталкиваюсь в Дагестане, — это просто душевное убожество…
Совсем недавно прочитал афоризм о том, что если раньше удивляло хамство, то сейчас людей удивляет интеллигентность. Почему так произошло? Конечно, корни в том, что наша местная интеллигенция была изначально беспринципной. Многие из тех, кого причисляли к интеллигентам, были готовы на компромиссы с совестью ради каких-то вполне материальных благ. Они этого даже не скрывали. Когда кучка интеллигентов побежала к бандитам за некой мнимой морально-нравственной опорой, это было омерзительно. Никогда не забуду выражение В. Ленина, где он называет интеллигенцию вшивой. С другой стороны, именно такой она ему и была нужна! Ведь в противном случае невозможно было сделать со страной то, что с ней в конечном итоге произошло.
Национальное и эмоциональное
Культура — это совокупность духовных и творческих достижений того или иного социума, идентифицирующего себя как единая общность. Но достижений может быть много, а народ не всегда можно назвать культурным. Кто, пройдясь по улицам Махачкалы, сможет назвать дагестанцев культурным народом?! Одного взгляда на то, как наши люди паркуются или ездят по дорогам Махачкалы, достаточно, чтобы не задаваться этим вопросом. При этом есть действительные культурные достижения. Одно Кубачи чего стоят! Наши дагестанские художники, наши театры, наши, учёные… Да много ещё чего. Но ведь основная масса людей в Дагестане не ходит в театры и книг не читает. Культурные достижения нашего народа не стали в их понимании достижениями — у основной массы людей появились другие ценности. И случилось это не из-за каких-то вражеских действий — это что ни на есть системные обстоятельства. К примеру, каким может быть авторитет учителя, который получает нищенскую зарплату?! Понятно, что в образование идут либо те, тому больше некуда идти, либо действительно бескорыстные фанаты своего дела. А если учесть, что талантливые люди чаще всего конфликтны и неуживчивы, то надолго в коллективе они не задерживаются, ибо никто не бывает так безжалостен к таланту, как бездарность. И вот мы видим, как талантливые и одарённые люди перетекли из образования в другие области нашей жизни. А наши дети остались наедине с учителями, которые даже историю не могут рассказать ученикам так, чтобы им было интересно. И какое поколение вырастили такие, с позволения сказать, учителя?! Оглянитесь вокруг — и вы увидите! Когда мне приходится разговаривать с молодыми коллегами и они выдают перлы типа того, что Советский Союз был создан в 1917 году, я не знаю, как на это реагировать…
Однако, возвращаясь к обсуждаемой теме, хотелось бы подчеркнуть, что нищие и низкооплачиваемые люди редко становятся объектом уважения. Если мы действительно хотим вернуть престиж интеллигенции, то нужно сделать так, чтобы главными фаворитами государственной политики были не полицейские или военные, а люди, несущие обществу образование, культуру, науку. Сейчас, если судить по уровню оплаты труда и оценки работы, мы живём в полицейском государстве…. Ничего не поделаешь…
И в этом самом месте хотелось бы вспомнить о таком понятии, как национальная культура или национальная интеллигенция. На мой взгляд, время этого явления уже прошло. Современные средства коммуникации не оставляют возможности существовать в закрытой этнокультурной среде. Мир по закону сообщающихся сосудов наполняет всё культурное пространство одними и теми же информационными потоками. Да и сама аудитория, имея выбор, не будет выбирать по принципу «наше — значит лучшее». Они будут выбирать то, что интересно! Мир изменился, и национальное становится точкой отсчёта, предметом вдохновения, поводом создать узнаваемый образ, но, по сути, мы наполнены другим содержанием. Для того чтобы быть по-настоящему этнически чистым, необходимо вырасти в национальной среде. На мой взгляд, бессмысленна попытка возвращения назад для того, чтобы отыграть какие-то позиции. Никто не хочет ограничивать свою аудиторию рамками своей нации. И вообще, культура не может развиваться только в определенном узком коридоре. Даже Шекспир иногда писал, отталкиваясь от средневековых итальянских сюжетов! Мы в этом плане не первопроходцы. Вопрос теперь в том, насколько в Дагестане вообще способно развиваться творчество. Проблема уже даже не в творческих людях, проблема в следующем: как только появляется что-то живое, его начинает затаптывать и забрасывать грязью среда завистливых коллег. Но, впрочем, это уже совсем другая история…
Добавить комментарий