Общий дом
Есть блага, которые нужно заслужить, а есть блага, которые нам достались по факту нашего рождения. Многонациональность я считаю нашим огромным благом. Уже с детства в Дагестане мы встречаем людей, которые говорят на не совсем понятном для нас языке, соблюдают обычаи, которые нам в диковинку, отмечают праздники, для нас не очень понятные. Это замечательный опыт культурного взаимодействия, который не может не быть полезным в глобализирующемся мире.
Заур Газиев
Солидарность
Так уж вышло, что мы забываем про все национальные особенности только тогда, когда пересекаем границу Дагестана. Но внутри республики, как только возникает какое-то напряжение, люди начинают делиться на национальные кучки. Причём в последние десятилетия, в связи с падением качества образования, эти процессы усилились. Когда я учился в школе, нас вообще не интересовало, кто по национальности наш сосед. К сожалению, сейчас всё иначе. И особенно неприятно, когда национальный фактор начинают использовать как рычаг давления на власть, на общественное мнение. Не меньшее удивление вызывают люди, поднимающие политические вопросы, связанные со своей национальностью. Я даже не представляю себе, как можно удовлетворить национальное эго в этом случае. Выселить всех иноплеменников? Или устроить Варфоломеевскую ночь? Я всегда знал, что невозможно построить коммунизм в отдельной квартире. Нельзя сделать счастливым одну национальность за счёт унижения другой. А когда взрослые люди на полном серьёзе начинают говорить о своей национальной исключительности, для меня это уже характеристика данного человека. Иначе как невежеством или лицемерием это не назовёшь!
Помню недавний пример из истории Дагестана, когда специально, идя навстречу чаяниям отдельно взятой национальности, создали мононациональный район. Однако уже через полгода выяснилось, что ура-патриотичный глава администрации этого района продавал землю всем, кто приносил ему деньги. И большинство земель он почему-то продал представителям того этноса, о притеснениях со стороны которого сам лично так много говорил. Национализм — это действительно последнее прибежище негодяев. Не верю я людям, которые начинают говорить об ущемлении своей нации. Так и хочется спросить фразой одного из киногероев: «Что ж вы за нация такая, если с вами так легко поступать таким образом!»
В современном мире, где стираются границы, где капиталы и рабочая сила перетекают туда, где им предоставляются наилучшие условия, стираются все национальные особенности. Люди должны заниматься самообразованием, поднимать свой интеллектуальный уровень, достигать успехов в самых разных областях нашей жизни. Хотите загнать свой народ в средневековье — прививайте им комплекс неполноценности. В заколоченные двери никто не зайдёт! И самое интересное, что националисты в их сегодняшнем виде — это зачастую просто проходимцы. Они поддержат спортсменов, они вытащат уголовников, но я не знаю, чтобы кто-то из них поддержал свою же талантливую молодёжь, чтобы кто-то из них построил школу, чтобы провел воду или дорогу. Ничего этого нет… И не может быть. Им нужно, чтобы их народ был в бедности, невежестве и угнетении. Только так им легко помыкать, управлять и обворовывать его. Я миллион раз говорил, что нельзя верить проходимцам. Нельзя доверять людям без моральных принципов. Как говорили древние римляне, добро, сделанное недостойному человеку, — то же самое, что и злодеяние.
«Мы все должны знать, что Дагестан един, дагестанцы едины, при этом развивать свою культуру и свои традиции. У нас нет и не может быть межнациональных противоречий. Сейчас во многом испорчены человеческие отношения; бывает, что иногда и внутри семьи. Но это нельзя переносить на межнациональные отношения. Нам нужно укреплять единство дагестанского народа, а также заботиться о нем», — сказал на днях врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов на выезде в Каякентский район. Кстати, год назад я делал интервью с главой этого района Ильмутдином Гамзаевым. Интересно, что И. Гамзаев стал главой района благодаря тому, что огромное количество его же земляков проголосовали за него на честных выборах. Человек начал работать, приносить пользу району, но именно он стал объектом нападок со стороны своих недоброжелателей. Этот человек верой и правдой работал и работает на благо людей, что живут в Каякентском районе, но ни разу не слышал от него ни одной фразы о том, что его народ несчастный, угнетённый или чем-то обиженный. Тот, кто делает реальные дела, как правило, не разбрасывается словами направо и налево. Как сказал английский писатель Джон Фаулз, «добро — это не намерение действовать, а само действие».
Единство противоположностей
Дагестан — разный и при этом нуждается в том, чтобы почувствовать себя единым целым. Люди во многих случаях просто устали от национализма, от несправедливости, от избирательного правосудия. Те же самые фундаменталисты, завлекая к себе людей, не спрашивают их национальности, не интересуются происхождением и так далее. Они объединяют людей общей идеей. Они делают то, что давным-давно должно было сделать государство.
Дагестанцы не нуждаются в чабане или надсмотрщике. Я всегда считал, что дагестанцы нуждаются в справедливости, в одних правилах для всех, в заботе, понимании и доброте. Я знаю, как сильно мы все устали от ненависти и кастового устройства общества. Почему мы оказались в состоянии социального и духовного кризиса — вопрос отдельный, но сейчас в первую очередь нужна объединяющая идея. Безусловно, нельзя забывать о деликатности — не всех людей можно загонять в рай пинками.
Дагестан имеет большую историю вольных горских обществ. Это во многом определяет наш национальный характер. С нашими людьми нужно договариваться, нужно объяснять, воспитывать. Но, с другой стороны, рейд в центральный Дагестан врио главы Дагестана и его нагоняй главам муниципальных образований привёл к тому, что ответственные лица вдруг обратили внимание на то, в каких мусорках они живут, и начали чистить свои территории. Удивляет, почему до абдулатиповского пинка они этого не замечали. А между тем мы много раз писали, что дорога от Хасавюрта до Махачкалы — это чёрные мусорные пакеты на деревьях. Но тогда нас никто не услышал.
Отношения между разными национальностями в Дагестане — материя сложная. Грань между любовью к своей культуре, обычаям и национализмом очень тонкая и зыбкая. Есть масса примеров, когда люди, сами того не осознавая, проваливались в махровый национализм. Но на все эти непростые обстоятельства сейчас накладывается фактор клерикального давления. В стране, где на уровне конституции религия отделена от государства, вдруг произошло усиление клерикального влияния. И на Дагестане это отразилось не самым лучшим образом. Массовый уход в религию приводит к тому, что огромное количество молодых людей перестают учиться, выключаются из общественно-социальной жизни.
«Там, где есть хорошие школы, дома культуры, институты, фанатиков не бывает. Фанатизм появляется там, где отсутствуют культура и образование. Поэтому бороться с фанатизмом надо не только военными методами», — совершенно справедливо считает глава Дагестана Р. Абдулатипов. У нас люди зачастую забывают, в каком веке они живут, благами какой цивилизации пользуются. Наш мир в восприятии многих ограничивается границами республики. А объяснить людям, что их возможности ограничиваются только их желанием прилагать усилия — задача не из лёгких. Дагестан — это удивительное место, где одновременно живут и бесконечно талантливые, высокообразованные люди, но и при этом есть тёмная невежественная толпа, есть работящий средний класс; а еще есть люмпенизированная прослойка, сидящая на пособии. История с пирамидой очень ярко проиллюстрировала степень невежества, в которое погрузилось наше общество.
Я понимаю, что легче всего писать о том, как всё плохо, и выставлять оценки. Но что со всем этим делать — большой вопрос. Конечно, мы небезнадёжны. Есть страны, в которых проблемы, подобные нашим, уже решены. Наверное, нужно обращаться к опыту выведения стран и народов из духовного кризиса. Наверное, нужны нестандартные решения, о которых нужно думать, которые нужно предлагать обществу…
Но есть во всей этой истории самый важный момент — понимание необходимости этих действий у самих граждан. А пока люди смотрят во все глаза новости, где глава республики пытается разбудить наше спящее болото. Он-то это делает, а вот как все остальные?
Добавить комментарий