Фетва о применимости термина «дар ас-сильм ва ль-ислам» к Дагестану
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие Посланнику, Посланному милостью для миров, и роду его и всем сподвижникам Его. А засим: рассмотрев авторитетные доводы, почерпнутые из Писания, Сунны, единогласного мнения факихов и суждений по аналогии, а также из высказываний факихов, мы пришли к следующему заключению:
1. Термины дар аль-ислам (территория Ислама), дар аль-харб (территория войны) и дар аль-ахд (территория договора) принадлежат к числу терминов фикха: они не упоминаются в Писании и в достоверной Сунне. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию Ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов. В текстах Корана и Сунны об этом ничего не сказано». Это говорит о том, что между самими факихами не существовало единого мнения насчет упомянутых терминов. Большинство из них довольствовались терминами территория войны и территория мира. Некоторые добавляли к ним термин территория договора, имея в виду область, которая заключила договор с мусульманами или с частью из них, согласно сказанному Посланником, мир ему и благословение Аллаха: «их стремление защитить близких их». Следовательно, все страны, в которых имеются посольства или с которыми поддерживаются дипломатические отношения, входят в территорию договора.
Факихи определили территорию Ислама как часть земли, в которой законы Ислама действуют явно (см.: Бадаиу ас-сана`и`, 7/130; Ибн Абидин, 3/253; Аль-Мудаввана, 2/22; Ад-Дасуки, 2/184; Хашийа аль-Буджайрами, 14/220; Аль-Инсаф, 4/121). Более того, некоторые факихи, в частности из числа шафиитов, считали, что территория Ислама не превращается в территорию войны ни при каких условиях, даже если неверные захватили эту область и установили в ней свои законы (Нихайят аль-мухтадж, 8/82; Асна аль-маталиб, 4/204).
2. Из доводов и речений факихов вытекает, что разница между территорией Ислама и территорией войны — это разница между безопасностью и страхом. Если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией Ислама. Если же они не имеют такой возможности, ибо живут в страхе и мучениях, то такая территория не считается территорией мира и Ислама. Об этом однозначно говорили некоторые факихи прежних времен, в том числе Абу Ханифа и др. (Бадаиу ас-сана`и`, 7/130, Хашийа Ибн Абидин, 3/253). К этому же мнению склонялся выдающийся шейх Мухаммад Абу Захра (да помилует его Аллах) в своей книге «Теория войны в Исламе», в которой он разделяет мнение Абу Ханифы и его единомышленников из числа факихов. Оно состоит в том, что в основе суждения лежит безопасность мусульманина: если он, будучи мусульманином, находится в безопасности, то это территория Ислама, а если нет, то это территория войны. «Это ближе к смыслу ислама, — пишет он, — и согласуется с сутью исламской идеи о войнах, согласно которой они ведутся для отражения посягательства». Выдающийся шейх Юсеф аль-Карадави (да хранит его Аллах) фундаментально рассмотрел этот вопрос в книге «Фикх джихада». В ней он пришел к тем же выводам, а именно: что эти термины относятся к фикху, а не к священным текстам, что территорией Ислама является та территория, где мусульмане находятся в безопасности и пользуются религиозной свободой. В интервью интернет-сайту «Ислам онлайн» он отметил, что страна, где мусульмане составляют большинство, является, с его точки зрения, территорией Ислама, значит, на нее должны распространяться законы территории Ислама, а ее правители должны стремиться к применению норм шариата. Такого мнения придерживается большинство современных ученых, в том числе шейх Фейсал Мавлави (да помилует его Аллах) и выдающийся шейх Абдаллах бин Байя (да хранит его Аллах).
3. С учетом вышесказанного наша фетва заключается в следующем: Республика Дагестан, в которой мусульманское большинство живет в условиях безопасности, пользуется религиозной свободой и совершает обряды Ислама, не является территорией войны, а по шариату является территорией мира и Ислама. Это же относится и к другим республикам и областям, где мусульманское большинство живет в безопасности и пользуется религиозной свободой. Поэтому в них недопустимо объявлять военные действия против мусульман и муахидов (т. е. заключивших с мусульманами договор о мире), так как для этого не имеется шариатских оснований. Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость, доброе увещевание и ведение диалога наилучшим образом — ради применения Закона Аллаха во всей его полноте. Всевышний сказал:
«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» (Сура «Пчёлы», аят 125). А Аллах лучше знает, и у Него мы просим помощи.
Написал и подтвердил нуждающийся в Аллахе шейх доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых. С этой фетвой согласились все улемы, проповедники и имамы, присутствовавшие на Дагестанской конференции 4 мухаррама1434 г. х. / 17 ноября2012 г., а также присутствовавшие на конференции члены делегации ВСМУ: шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, член Совета попечителей, казначей; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; доктор Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации.
Фетва о применимости термина «дар ас-сильм ва ль-ислам» (территория мира и Ислама) к Дагестану и подобным ему областям является неотъемлемой частью Дагестанского акта по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане, принятой 17 ноября 2012 года в г. Махачкале, на Всероссийской богословской конференции «Дагестан — территория мира»
Дагестанский акт по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане
Настоящий акт представляет собой научно обоснованный документ, составленный и утвержденный при участии Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых, некоторых членов ВСМУ, а также большой группы мусульманских улемов и религиозных деятелей Дагестана.
Он касается ряда проблем исламской мысли в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности, в которой возникли некоторые проблемы, имели место случаи убийства имамов и хатыбов мечетей.
Этот документ является продолжением Московской богословской декларации, которая была принята многочисленной группой ученых уммы, известных своими фундаментальными знаниями и беспристрастным служением истинному Исламу, которая была утверждена ВСМУ. Мы надеемся, что исламская молодежь примет его, серьезно и эффективно отнесется к нему, ибо он представляет собой истинное практическое воплощение идей умеренности и серединности — «аль-васатыйя».
Подчеркивая все то, что содержится в Московской богословской декларации по вопросам джихада, применения шариатских норм и халифата, настоящий документ дополнительно включает в себя некоторые нижеуказанные положения, касающиеся Дагестана:
1. Внесение раскола и смуты в среду мусульман является, согласно единогласному мнению мусульман (иджмаа), одним из тягчайших грехов перед Всевышним Аллахом. Об опасности этого свидетельствуют сотни аятов Корана и почтенных хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в частности следующие слова Всевышнего: «Ведь соблазн — хуже, чем убиение!» (сура «Аль-Бакара», «Корова», аят 191), а также аят: «Ведь соблазн — больше, чем убиение!» (сура «Аль-Бакара», «Корова», аят 217), а также слова Всевышнего о единстве и великом наказании для тех, кто становится причиной соблазна: «Держитесь за вервь Аллаха все, не разделяйтесь, помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, — может быть, вы пойдете прямым путем!» (сура Аль Имран «Семейство Имрана», аяты 103-105).
Поэтому настоящий документ призывает оппозиционно настроенных братьев или взявших за оружие братьев к единению и примирению, возвращению в лоно уммы и занятиям вопросами призыва к Исламу и воспитания.
2. Убийство мусульман со стороны «ахл аль-кибла» (т.е. направляющих свои лица во время молитвы в сторону Каабы) является, согласно единогласному мнению мусульман, одним из тягчайших грехов. Это заключение основано на однозначных текстах Корана и Сунны, из числа которых слова Всевышнего: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовил ему великое наказание!» (сура «Ан-Ниса», «Женщины», аят 93.
Посмотрите, как Всевышний последовательно перечисляет (в данном аяте) пять великих наказаний для убийцы, который умышленно убил верующего:
1) наказание адом;
2) вечное пребывание в нем;
3) гнев Аллаха на нем;
4) проклятие Всевышнего;
5) уготованность великих мучений для убийцы.
Аль-Бухари в своем достоверном сборнике, а также Ахмад с их иснадами приводят, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий будет пребывать на просторах своей религии, пока не прольет запретную кровь». Также в хадисе, который имамы считают достоверным, приводится, что шайтан будет наущать своего воина убить человека до тех пор, пока он это не сделает, нашептывая ему: «Ты, ты достоин короны» и оденет её на убийцу. Хадис привёл Ибн Хиббан в своём достоверном сборнике, а также Аль-Хаким, который посчитал его достоверным, с ним согласился Аль-Захаби.
3. Объявление военного джихада не является правом одного человека, одной группы или общины — это право всей уммы. Он объявляется всей уммой, согласно единогласному мнению мусульман, только в случае самозащиты или для изгнания захватчиков-оккупантов как в Палестине. Прочитав все аяты суры «Ат-Тавба», касающиеся джихада и военного сражения, мы обнаружим, что все они подчёркивают, что военные действия направляются только против агрессоров и врагов, готовящих засаду, что джихад и военные действия объявляются в целях защиты, а не в целях нападения.
На основе вышеизложенного мы утверждаем следующее: акты убийства, злодейства и взрывы, которые происходят в некоторых странах, запрещены шариатом, неприемлемы для здравого смысла и не соответствуют нормам и принципам Ислама. Кроме того, они дискредитируют Ислам, дают повод нашим недругам критиковать Ислам и называть его «религией терроризма и жестокости», что препятствует его распространению.
Таким образом, все эти запрещённые акты становятся серьёзной преградой для распространения Ислама и настраивают немусульман против него. Называть джихадом все эти взрывы, которые направлены против мирных людей, будь то мусульмане или немусульмане, является большой несправедливостью и серьёзным искажением этого прекрасного исламского термина, который подразумевает «приложение усилий для «да`вата», т.е. призыва к Исламу, исправления людей и защиты Ислама всеми способами. Вышеперечисленные акты же относятся к запретному насилию, недозволенному терроризму, несправедливому нападению и очевидному глумлению над правом на жизнь невинно убиенных детей, стариков и женщин.
Разъясняя запрет на преступление против человеческой души без права на это, Всевышний сказал: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (сура «Аль-Маида», «Трапеза», аят 32).
Всевышний говорит также: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура сура «Ан-Ниса», «Женщины», аят 93).
Почтенный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном и согласованном хадисе говорит: «Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны друг для друга, как запретен этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце» (Сахих аль-Бухари, хадис № 8318; Муслим, хадис № 1679). Очевидно и известно, что исламский шариат соблюдает и защищает права людей, нельзя их попирать. Даже благие поступки, включая джихад и гибель в качестве шахида на пути Аллаха, никогда не станут очищением греха.
В достоверном хадисе приводится, что Абу Катада спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Как ты думаешь, если я погибну на пути Аллаха, очищусь ли я от прегрешений?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, если ты терпелив, надеешься на вознаграждение Аллаха и не отступаешь, если только нет на тебе долга, воистину, Джибриль сказал мне об этом» (Муслим, хадис №2581).
4. Обвинение в неверии и безнравственном поведении.
Всевышний Аллах послал Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ко всем людям с наставлением, милостью и исцелением, и сделал его умму лучшей уммой, которая появилась во благо людей. И Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, было велено призывать людей к вере с мудростью, красивой проповедью и наилучшим спором. Ему также было велено наставлять их и служить им, устанавливать справедливость между ними и защищаться наилучшим образом.
Обвинять в неверии кого-либо из мусульман не есть путь «людей Сунны и согласия» и праведных предков из числа учёных и богобоязненных факихов. Это — путь хариджитов, которые объявили неверными мусульман, совершивших тяжкие грехи. Это было их ответом в споре с мурджиитами, которые утверждали, что мусульманин, совершивший грех, будь то тяжкий или малый, не становится неверным, если он продолжает веровать. — Оба пути ошибочны и противоречат шариатским текстам Корана и Сунны.
Правильным же является срединный путь, который избрали «ахл аль-Сунна ва аль-Джама`а» (люди Сунны и согласия), опираясь на совокупность всех достоверных текстов: верующий, совершивший тяжкий грех, кроме греха многобожия, не является неверным, а считается грешником, заслуживающим наказания, и судить его будет Всевышный, который сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением» (сура сура «Ан-Ниса», «Женщины», аят 116).
Имам Аш-Шавкани в своей книге «Аль-Сайль аль-Джаррар `аля Хадаик аль-Азхар» (1/981), упоминая об опасности такфира (обвинения в неверии), имевшего место в его эпоху, писал: «Итак, льются слезы, оплакиваются Ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, которые вовлеклись во взаимное обвинение в куфре (в неверии) не из-за требований Сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать обвинять друг друга в неверии, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!»
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия в сборнике своих фетв (12/466) говорит: «Ни у кого нет права обвинять кого-либо из мусульман в неверии, даже если тот ошибается или не прав, пока против него не будет чёткого аргумента, пока ему не разъяснят путь. Кто доказал свой Ислам, то никакие сомнения не могут лишить его этого статуса. Только приведение чёткого аргумента и удаление сомнений смогут сделать это».
Многие Академии фикха и Комиссии крупных учёных в разных странах мира публиковали решения о недопустимости обвинения в неверии кого-либо из «ахл аль-Кибла» (кого-либо из мусульман), даже если он является грешником.
5. Термин «дар-уль-харб», территория войны, и «дар-уль-ислам», территория Ислама.
Согласно фикху, термины «дар-уль-харб» и «дар-уль-ислам» — термины правовые с юридической точки зрения. Они не упоминаются в Коране и Сунне. Многие прежние вывели третий термин и назвали его «дар-уль-`ахд» (территорией соглашений и договоров), под которым, согласно современной терминологии, понимаются государства, которые поддерживают дипломатические отношения с исламскими странами.
Известно из фикха и других аргументов, что Ислам соблюдает государственные договоры и соглашения, требует этого от каждого мусульманина в соответствии с тем, как сказано в хадисе, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, характеризуя мусульман, говорил: «Старается соблюдать договор самый низкий из них». Также Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (сура «Аль-Маида», «Трапеза», аят 1).
Факихи единогласны в том, что регион или государство, в котором проживают мусульмане и в котором исполняются исламские обряды и положения, жители которого пользуются религиозной свободой, не считается «дар-уль-харб», территорией войны, а считается «Дар-ислам ва салам», территорией Ислама и мира, даже если этот регион или государство управлюется немусульманским государством. И в прежние времена наши крупные факихи издавали фетвы о том, что исламские государства, попавшие под татаро-монгольское господство, но соблюдавшие Ислам, являются территориями Ислама.
Исходя из вышеизложенного и других весомых аргументов, подписавшие этот документ считают, что Республика Дагестан и ей подобные республики, где мусульмане живут и пользуются религиозной свободой и совершают религиозные обряды, не являются «дар-уль-харб» и «дар-уль-`ахд». Они являются территориями Ислама и мира. Таким образом, в них недопустимо объявлять войну против мусульман. В них нет никакого шариатского основания для этого.
Рекомендации
Мы рекомендуем следующее:
1. Укреплять роль исламских учёных и факихов, проповедников, общих и специализированных научных комитетов для повышения исламского сознания в борьбе против терроризма и решения его причин.
2. Призвать все средства массовой информации к точности в своих репортажах и публикациях, особенно в сообщениях, касающихся терроризма, избегая увязки терроризма с Исламом, поскольку террористические акты совершали и совершаются представителями и других религий и культур.
3. Призвать научные, образовательные и информационные организации показывать подлинный облик Ислама, заключающийся в его призыве к терпимости, к любви, к доброму общению с другими и сотрудничеству в благих делах.
4. Призвать все министерства по религиозным делам и духовные управления и впредь уделять пристальное внимание этой тематике путем организации и проведения специализированных симпозиумов, содержательных лекций и тематических научных встреч с целью разъяснения шариатских норм, касающихся запрета, подавления и ликвидации терроризма, а также с целью ускорения создания глобальной шариатской площадки, на которой рассматривались бы все аспекты данного вопроса, правила и условия джихада, причины ниспослания шариатских норм и условия их применения в зависимости от приоритетов и баланса.
5. Призвать западные государства к пересмотру своих образовательных программ в части имеющихся в них оскорбляющих исламскую религию взглядов, к запрету оскорбительных для Ислама материалов, которые публикуются в многочисленных СМИ, укрепляя тем самым принципы мирного сосуществования и диалога, не допуская распространения культуры вражды и ненависти.
6. Призвать правительство Российской Федерации приложить больше усилий и оказать материальную и моральную поддержку для достижения гармонии и позитивной интеграции мусульманского меньшинства с остальными составными частями российского народа, чтобы Россия стала образцом для подражания в мирном сосуществовании и конструктивном сотрудничестве.
7. Призвать республики, в которых мусульмане представляют большинство, особенно Дагестан, к содействию в создании и деятельности Академии фикха, в состав которой вошли бы исламские алимы (учёные) Северного Кавказа, Татарстана и других (субъектов Федерации) с участием представителей Всемирного союза мусульманских учёных. Она стала бы правовой инстанцией для разрешения современных проблем.
Уучастники выразили огромную благодарность Республике Дагестан, её президенту и народу за организацию этой конференции, за гостеприимство, радушный приём и заботу. Участники конференции выражают от имени дагестанского народа, его правительства и президента благодарность Всемирному союзу мусульманских учёных за его добрые усилия и за проявленное искреннее желание служить дагестанскому народу, а также благодарят делегацию Всемирного союза мусульманских учёных, участвовавшую в работе в конференции в следующем составе: шейх д-р Али Мухиддин аль-Карадаги, генеральный секретарь ВСМУ; шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, казначей, член Наблюдательного совета ВСМУ; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; д-р Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации.
Дагестанский акт по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане принят 17 ноября 2012 года в г. Махачкале, на Всероссийской богословской конференции «Дагестан — территория мира»
Добавить комментарий