Миф о частной собственности
Ни один человек не живет без стереотипов, навязанных извне. Совокупность стереотипов формирует общественное мнение. Нам рассказывают о мире, прежде чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей, прежде чем познакомимся с ними на опыте. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу.
Теймур Абдуллаев
Манипуляция состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Одним из таких мифов был миф о положительном влиянии частной собственности. Параллельно был разрушен стереотип о коллективной собственности. В сознание людей внедрялся миф о неразрывной связи частной собственности с такими явлениями, как справедливость, демократия, права человека. Частная собственность и рынок вовсе не предполагают воцарения демократии, в этом нет никакой логики. Колониальная Британия, гитлеровская Германия, безумные действия США в наши дни в странах арабского Востока прекрасно это иллюстрируют. Это мировые локомотивы глобальной политики, а что у нас?
Грабительская приватизация 90-х годов была далека от справедливости, не привела к демократии и не дала нам никаких особых, отличных от прежних, прав. Не будет же никто всерьез утверждать, что избирательная система сегодняшней России дала нам какие-то особые права. Госдума России превратилась сегодня в некий закрытый клуб богачей. Дагестанский парламент тоже недалеко ушел от этого. Может быть, существуют какие-то две разные демократии — для богатых людей и для бедных? Нет в наших представительных органах простых людей, доярок, кухарок, рабочих. Последней, видимо, была одиозная Сажи Умалатова.
Экономические последствия приватизации и создания класса собственников. Во время перестройки внушалась мысль, будто общенародной собственности в СССР не существует, ее захватило государство, так что общенародной собственность называют лишь для отвода глаз. Был даже изобретен мифический «собственник» — бюрократия, номенклатура. Сейчас мы уже все знаем, насколько скромно по сегодняшним меркам жили тогдашние руководители всех рангов. Они, может, и имели доступ к распределению фондов общественного потребления, но и только. В двух санаториях одновременно они отдыхать все равно не могли. Вместе с тем санатории, дома отдыха, доступ к получению бесплатного жилья имели абсолютно все советские люди.
Частная собственность — это не машина, квартира или холодильник. Это средства производства. Тот, кто их не имеет, вынужден идти в работники к владельцу средств производства и своим трудом производить для него доход. «Из людей добывают деньги, как из скота сало», — гласит пословица американских пуритан. Единственный смысл частной собственности — извлечение дохода из людей. Вопрос о статусе средств извлечения дохода поднимался во всех мировых религиях, и все они наложили запрет на поклонение им как идолу (Золотому тельцу, Мамоне).
Популисты говорят, что в США миллионы людей являются владельцами акций различных предприятий. Это правда, но правда также и то, что 40% всех богатств в США принадлежат 1% населения. Думаю, что и у нас статистика схожая, если даже не более ужасающая.
Страшно то, что эти стереотипы внедрены уже в сознание всего нашего народа. Мы счастливы уже тем, что люди, имеющие деньги и владеющие собственностью, играют в бирюльки со своими капиталами якобы на благо всего народа. На мой взгляд, в масштабах Дагестана образование класса собственников не привело ни к одному положительному результату. Частная собственность срослась у нас с классом чиновников и дает свои уродливые всходы в виде обнищания основной массы людей, бесправия их перед имущими деньги и власть, социальной и материальной незащищенности. Почти все производственные предприятия, приватизированные в Дагестане в 90-е годы, простаивают или используются как торговые площадки. Не знаю, кто и как видит эту ситуацию, но капитализм не принес ни экономических, ни демократических, ни правовых результатов ни России, ни Дагестану.
Мы живем в эпоху частной собственности. От этого, видимо, никуда уже не деться. Но надо хотя бы отдавать себе отчет в том, в какой среде мы обитаем, а не забивать голову той мешаниной, которую услужливо подкладывают нам не очень искусные манипуляторы.
Добавить комментарий