Радость и раскаяние
Радость и раскаяние. Именно этими словами можно охарактеризовать заседание Комиссии по адаптации членов НВФ к мирной жизни, прошедшее 26 сентября в Махачкале. На этот раз комиссия приняла решение ходатайствовать о снисхождении при принятии судебного решения к четырем обвиняемым в участии в НВФ, которые добровольно сдались властям. Еще трое людей, обвинявшихся в пособничестве боевикам, могут рассчитывать на снисхождение при вынесении приговора за совершенное преступление.
Шамил Хадисов
Возобновление работы комиссии стало одним самых позитивных событий сентября. Ожидалось, что мероприятие будет вести депутат ГД РФ Ризван Курбанов, который прилетел специально для того, чтобы поучаствовать в работе комиссии. Однако в зал заседаний вместе с Ризваном Курбановым вошел президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Открывая заседание, президент поприветствовал собравшихся и поблагодарил всех, чьими усилиями эта работа стала возможной. «Очень рад тому, что мы собрались и возобновили работу комиссии. Комиссия за период своей работы (менее 2-х лет) показала свою необходимость и состоятельность. За это время рассмотрены несколько десятков заявлений. Люди, прошедшие через комиссию, стали на путь исправления. Создание и функционирование нашей комиссии находит поддержку, в дагестанском обществе и рассматривается как один из элементов диалога, установления гражданского мира и согласия в нашей республике. И что еще очень важно — деятельность комиссии получила положительную поддержку и оценку руководства нашей страны. В.В. Путин дал соответствующие поручения всем структурам и общественным организациям, которые в этой работе задействованы.
Национальный антитеррористический комитет тоже одобрил деятельность комиссии и рекомендовал расширить опыт ее работы на другие регионы. Поэтому во всех северокавказских регионах созданы комиссии по адаптации, а нам как руководителям субъектов северокавказских республик даны соответствующие рекомендации и поручено всемерно поддерживать работу комиссии. Я считаю: такая высокая оценка со стороны руководства нашей страны и со стороны правоохранительных структур еще больше обязывает нас усилить эту работу и вселяет уверенность в то, что мы правильно все делаем. Хочу выразить благодарность председателю комиссии Ризвану Курбанову и руководителям правоохранительных структур. Я думаю, высокий статус депутата Госдумы позволит ему сделать работу комиссии еще более эффективной. А его отношение к этому делу и постоянную работу по улучшению общественно-политической ситуации в РД мы хорошо знаем. Я думаю, именно Р. Курбанов должен продолжить эту работу и в дальнейшем.
Сегодня стало возможным рассмотреть еще семь обращений, потому что руководители местного самоуправления г. Хасавюрта и Хасавюртовского района активно поработали, подключились к этим процессам. Я призываю всех руководителей районов и городов республики, на территориях которых проявлюется экстремизм и терроризм, существует пособническая база, активизировать свою деятельность в нужном направлении: проводить работу с населением, родственниками членов НВФ в целях ликвидации пособнической базы. Это непосредственные функции органов местного самоуправления, в том числе определенные законом полномочия по обеспечению общественного правопорядка и безопасности на территориях районов и городов. Эти обязанности возложены как на органы муниципальной, так и на органы государственной власти и правоохранительные структуры. В данном случае г. Хасавюрт и Хасавюртовский район поработали хорошо», — сказал президент РД Магомедсалам Магомедов.
***
После главы республики слово взял Ризван Курбанов. Он выразил слова благодарности в адрес президента РД за постоянную поддержку деятельности комиссии. После короткого вступительного слова Ризвана Курбанова Магомедсалам Магомедов покинул мероприятие, так как ему нужно было проводить селекторное совещание с Москвой.
Ризван Курбанов, продолжая заседание, заявил: «Сегодня мы можем констатировать, что на местах довольно эффективно проводится работа. Даже если настанет такой период, а он, я думаю, настанет, когда комиссия уже будет не нужна, она свою историческую значимость уже проявила. Механизм работает. Молодые люди — 15,16,17-летние ребятишки, которых обманули и которые оказались сегодня в лесу, посредством родителей, муниципалитетов, представителей правоохранительных структур начинают осознавать ошибочность этого пути и пытаются вернуться в общество. Огромное спасибо хотелось бы сказать представителям СМИ, которые всю эту деятельность освещали объективно, такой, какая она была: в том числе они озвучивали и острые моменты, противостояния, которые здесь возникали, постоянно держали руку на пульсе. Без вас нам тяжело было бы довести до широкой общественности нашу деятельность. Я хотел бы доложить, что у председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова проводится определенная работа. На одном из совещаний с участием представителей прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета было принято решение о создании рабочей группы, которая выработает системный подход к деятельности комиссии и доложит президенту РФ.
И глава республики, и Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка говорили о необходимости формирования законодательной базы под комиссию. Рано или поздно мы к этому придем. Еще раз хотел бы сказать, что мы делаем все возможное. Но, к сожалению, у нас еще остаются обманутые, идеологическая война продолжается, у нас все еще есть противники. Мы видим, что сепаратистские сайты продолжают давить на нашу молодежь, на Дагестан, призывая к понятному только им «джихаду», призывая бороться против своего народа. Поэтому комиссия должна быть идеологическим звеном в борьбе против идеологии экстремизма и терроризма».
***
Далее вышел к трибуне заместитель председателя комиссии Шамиль Мутаев, который рассказал историю о том, как в Хасавюртовском районе группа молодых людей ушла в лес, какими невероятными усилиями их удалось вернуть назад. Шамиль Мутаев представил на рассмотрение дела четверых жителей Хасавюрта и Хасавюртовского района. Три месяца назад четверо молодых людей — Джабраил Алтысултанов, Хамзат Манаев, Заур Хаджиев и Юсуп Арсабиев — ушли из дома и примкнули к боевикам. Все это время их искали родители. По словам отца Хамзата Манаева, Гебека Манаев, который присутствовал на заседании комиссии, его жена втайне от всех прочесывала лесной массив, надеясь найти своего сына. «Те три месяца, когда не было моего сына, мне показались 30 годами. Большое спасибо за проделанную вами работу. Нас поддержали руководитель муниципалитета и начальник ГУВД», — сказал Гебек Манаев.
Как рассказал сам Хамзат Манаев, он и другие, ушедшие «в лес», поняли, что их ищут родные; к тому времени они осознали свою ошибку. Хамзат послал смс-сообщение брату, что хочет сдаться. После этого 4 человека добровольно явились в полицейское отделение Хасавюрта и сдали имеющееся при них оружие. Молодые люди написали и заявление в Комиссию по адаптации боевиков. На вопрос, зачем он покинул дом и ушел к боевикам, Джабраил Алтысултанов ответил, что знакомые ему говорили, что без денег он не сможет устроиться на учебу или работу и надо исправлять «несправедливость». В последнее время Джабраил работал сварщиком и получал 12 тысяч рублей, которые считал недостаточным заработком. «Сначала я боялся сдаться, думал, меня будут бить. Но никто нас не трогал. Как только я вернулся, ко мне приходили родители других «ушедших в лес» и плакали, спрашивали о своих детях. Я понял, как ошибался», — говорит Джабраил Алтысултанов.
О том, что они приняли решение сдаться властям добровольно, что никто не применял к ним пыток и незаконных методов следствия, заявили и двое других сдавшихся — Заур Хаджиев и Юсуп Арсабиев. Все четверо заверили, что не принимали участия в обстрелах сотрудников правоохранительных органов и других преступлениях.
***
Первый заместитель прокурора Дагестана Магомед Дибиров и министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов сообщили участникам заседания, что лицо, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности. Также от уголовной ответственности освобождаются те, кто добровольно прекратил участие в НВФ и не совершил иных тяжких преступлений.
Заместитель главы администрации города Хасавюрта по идеологии и общественной безопасности Хайбулла Умаров рассказал, что уже второй день председатель родительского комитета в Хасавюрте Зайнудин Алибеков вместе с женой Сапият в знак протеста ухода к боевикам сына Ибрагима объявили бессрочную голодовку. Родители Ибрагима Алибекова записали и разместили в СМИ обращение к своему единственному сыну, который ушел из дома более трех месяцев назад и не вернулся. «Мы регулярно проводим встречи. И молодежь слушает, особенно религиозных деятелей, к которым всегда бывает много вопросов. Считаю, что благодаря работе ГОВД, муниципалитета и родителей заметен результат. Сегодня у нас есть и другие ребята, которые хотят вернуться. Гарантом в этой ситуации является глава города — спортсмен, авторитетный человек Сайгидпаша Умаханов. Хотелось бы, чтобы побольше авторитетных людей, спортсменов, религиозных деятелей принимали в этой работе активное участие», — высказал предложение Хайбулла Умаров.
***
Еще трое жителей Хасавюрта, чьи обращения были рассмотрены Комиссией по адаптации боевиков, Адам Акаев, Тимурсултан Висайтаев и Алихан Магадиев, рассказали, что их склонял к уходу в подполье житель Хасавюртовского района Хаманаев. Однако, поняв, чем это им грозит, все трое добровольно заявили о случившемся в полицию. «Учитывая, что они не держали в руках оружия и не участвовали в бандформированиях, было принято решение не возбуждать уголовное дело и не привлекать их к уголовной ответственности», — заявил министр МВД Дагестана Абдурашид Магомедов. С ним единогласно согласились все члены Комиссии по адаптации.
Члены комиссии высказались за то, чтобы держать под контролем прошедших процедуру адаптации, так как нет гарантии, что эти люди вновь не попадут в зону внимания боевиков. Для этого им будут оказывать содействие в устройстве на учебу или работу.
Добавить комментарий