Смертельная идеология
Убийство как средство утверждения своей программы жизнеустройства?
Я собирался посвятить статью совсем другой теме. Но в тот момент, когда я садился за компьютер, пришла печальная весть о гибели духовного лидера большинства мусульман Дагестана Саида Афанди Чиркейского.
Лев Цэров
Я видел выступление теперь уже покойного Саида Афанди Чиркейского на III Съезде народов Дагестана. Он произвел на меня впечатление. Я слышал простые и мудрые слова, видел перед собой приятного, скромного дагестанского горца. На первый взгляд и не скажешь, что этот человек — духовный лидер, мюршид, имеющий десятки тысяч последователей- мюридов. Наверное, именно таким и должен быть по-настоящему верующий человек, боящийся Всевышнего и делающий добро людям. Если кого-то и можно называть шахидом, так это именно такого человека, как Саид Афанди из Чиркея.
Для любого нормального дагестанца совершенно ясно, на чьей стороне правда. Если с одной стороны мы видим людей скромных, простых, богобоязненных, а с другой — кичащихся своим правоверием, надменных, замкнутых и злобных, для которых каждый, кто не похож на них внешне и внутренне, — Враг, в отношении которого допустимо все, даже убийство, то вывод напрашивается сам собой.
И вывод этот дагестанское общество в массе своей сделало. Не сразу, но сделало. Вначале многим казалось, что «война» между правоохранительными органами и боевиками их не коснется, что она идет где-то там, в лесах, горах и ущельях. И если ты не примкнешь ни к одной из сторон, то все будет нормально. И даже раздавались, пусть и очень редко, голоса тех, кто сочувствовал «борцам за справедливость».
Затем «война» в форме терактов переместилась в города и села республики.
Все чаще под взрывы, обстрелы, спецоперации стали попадать совершенно мирные обыватели. Но это еще были, так сказать, случайные жертвы, никто специально не убивал обычных граждан. В это время многие даже возмущались методами спецслужб: разрушением квартир во время спецопераций, похищениями подозреваемых, допросами с пристрастием и т.д.
Однако в число «врагов чистого ислама» стало попадать все больше и больше категорий граждан. Бизнесмены стали получать флешки с требованием крупных выплат на джихад, строптивых стали запугивать поджогами, подрывами их имущества, а то и убийствами. Стали убивать журналистов, имамов, учителей, чиновников, хозяев магазинов, продающих спиртное, гадалок, народных целителей и девушек лёгкого поведения. И даже на городских пляжах начали греметь взрывы. Стало опасно ходить на море, на маевки и пикники на природе.
Число жертв «джихадистов» пополнили таксисты, охотники, лесники, связисты, железнодорожники, члены семей правоохранительных органов. Очередь дошла и до мусульман-шиитов. Кто следующий? Кого ещё объявят врагами?
Сегодня практически все общество, все слои населения, все возрастные категории без половых различий находятся под ударом группы людей, считающих и позиционирующих себя носителями единственно верных идеологии и образа жизни. Эта группа, являясь меньшинством, пытается заставить подавляющее большинство республики принять их правила игры. Их методы уже не убеждения, а открытый, всепоглощающий и не знающий границ террор.
К сожалению, можно констатировать, что тактика правоохранительных структур пока не имеет заметных результатов. Борьба идет с переменным успехом. На место одной ликвидированной группы приходит другая и заявляет о своем прибытии очередным громким терактом.
Если верить статистике, количество ликвидированных лидеров бандгрупп вполне могло бы заполнить хотя бы один сектор футбольного стадиона.
С другой стороны, тактика боевиков тоже не приводит к какому-либо результату. Им не удается дезорганизовать власть и общество. Работа в силовых структурах, особенно после повышения зарплаты, по-прежнему считается престижной и желанной.
Радикальные идеи не захватывают дагестанское общество в той степени и в тех масштабах, на которые рассчитывали радикалы. Наоборот, подавляющая часть дагестанского общества, почувствовав угрозу своему образу жизни, начинает радикализироваться в антитеррористическом настрое. По меньшей мере, на уровне кухонно-обывательских разговоров всё больше людей допускают любые методы, в том числе и самые крайние, для эффективной борьбы с террором. А это означает, что нельзя исключить вспышек неконтролируемого насилия уже в сторону приверженцев нетрадиционного ислама.
Разумеется, нужно сделать все, чтобы избежать такого сценария. Лично мне не нравится принцип «лес рубят — щепки летят».
В эти дни все здравомыслящие дагестанцы, все, кому дорог наш горный край, должны сплотиться, мобилизоваться, проявить выдержку для того, чтобы принять верные решения и сохранить мир.
Добавить комментарий