«Моя совесть чиста перед народом и Отечеством»
13 августа в музее им. Тахо-Годи прошла фотовыставка, посвященная 120-летию со дня рождения политического и государственного деятеля, ученого, первого наркома народного образования Дагестана Алибека Алибековича Тахо-Годи.
Анай Магомедова
На выставке были представлены фотографии автора, его книги. Алибек Алибекович Тахо-Годи относится к плеяде выдающихся представителей духовной культуры и революционной мысли Дагестана XX века. Современники называли его самым образованным, высококультурным деятелем Дагестана. Он был крупным обществоведом, выдающимся организатором народного образования, незаурядным публицистом и поборником ускоренного прогресса национальной печати. Во всех этих сферах творческой деятельности А.А. Тахо-Годи оставил глубокий след.
Родился А. Тахо-Годи в августе 1892 года в селении Урахи Даргинского округа в семье обедневшего уздена Алибека Халимбекова. Его отец был хорошим музыкантом, играл на чунгуре, обладал приятным голосом. Он умер в возрасте 26 лет. Когда Алибеку исполнилось пять лет, мать определила его в мусульманскую религиозную школу в селение Чумли Кайтаго-Табасаранского округа, находившееся недалеко от Урахи. Проучившись четыре года, из-за материальных трудностей он оставил школу, и мать привезла сына во Владикавказ, где жили его родственники — врач Магомед Далгат и юрист Башир Далгат.
С 1901 года Алибек жил в семье Б. Далгата. Весной 1917 года, вернувшись в Дагестан, вместе с Дж. Коркмасовым, М. Дахадаевым и С. Габиевым он организовал Социалистическую группу. Летом 1918 года А. Тахо-Годи избирается членом областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских депутатов.
Позже он познакомился с бакинскими большевиками Наримановым, Микояном и др. Так, известны слова А. Микояна о Тахо-Годи: «Человек этот был умный, на редкость одаренная натура, замечательный рассказчик, обладал хорошим голосом, прекрасной памятью и ораторским даром. Общительный, остроумный собеседник, А. Тахо-Годи быстро завоевал симпатии бакинцев, в особенности бакинского пролетариата и творческой интеллигенции, среди которой завел обширные связи».
В 1922 — 1929 гг. A. Taxo-Годи был наркомом просвещения Дагестана. В те годы Наркомпрос объединял и направлял работу всех республиканских государственных структур, связанных с культурным строительством: школьное и внешкольное образование, борьба с неграмотностью населения, политико-просветительская работа, библиотечное и издательское дело, деятельность учреждений культуры и искусства, вся сфера художественной культуры. Одновременно A. Taxo-Годи на протяжении ряда лет занимал должность наркома юстиции Дагестана.
Возложенные на него обязанности А. Тахо-Годи выполнял с воодушевлением и знанием дела. Он ездил по сельским районам Дагестана, встречался с учителями, крестьянами, аксакалами аулов. Его радовало появление новых очагов культуры, духовное пробуждение сельского населения. Для обучения детей были созданы школы. Для подготовки учителей в Буйнакске и в Дербенте были открыты педтехникумы, которые в 1927 году начали выпускать учителей со средним образованием. Ежегодно несколько сот дагестанцев направлялись в вузы, техникумы, фабрики и на различные курсы в Москву, Ленинград, Ростов, Баку, Владикавказ и многие другие города страны.
А. Тахо-Годи организовал и руководил первым Дагестанским научно-исследовательским институтом, а также открытым в 1924 году Дагестанским музеем. Кроме того, интересны и значительны его публицистические работы: «Революция и контрреволюция в Дагестане», «Восстание гopцев Дагестана и Чечни 1877 года», «Уллубий Буйнакский» и др. По его инициативе в Москве был создан Центральный научно-исследовательский педагогический институт национальностей, А. Тахо-Годи стал первым директором этого института. Одновременно он читал в МГУ курс по кавказоведению.
22 июня 1937 года А. Тахо-Годи был арестован по ложному обвинению в принадлежности к так называемой антисоветской контрреволюционной пантюркистской организации, 9 октября на закрытом судебном заседании военной коллегии Верховного Суда СССР приговорен к расстрелу. Перед смертью он сказал: «Моя совесть чиста перед народом и Отечеством».
Высокий интеллект, глубокая образованность, безукоризненная внутренняя культура, прекрасные человеческие качества снискали А. Тахо-Годи авторитет и уважение не только в руководимом им коллективе, но и среди всех тех, с кем он общался, кто его знал. С его мнением считались в Наркомпросе РСФСР, в центральных партийных и государственных органах страны. В 1956 году Алибек Тахо-Годи был посмертно реабилитирован и оправдан. Именем славного сына Дагестана названы Урахинская средняя школа, научно-исследовательский институт Минпроса ДАССР, улицы в Махачкале и селении Сергокала Сергокалинского района Дагестана.
Добавить комментарий