Маленькая трехдневная война
Руководители двух северокавказских республик, Чечни и Ингушетии, на минувшей неделе фактически обвинили друг друга во лжи. Поводом для конфликта стала различная трактовка ингушской и чеченской стороной инцидента, произошедшего 29 июля в ингушском селении Галашки.
Шамил Хадисов
Ничто, казалось бы, не предвещало беды. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что устранение боевиков в Ингушетии — результат спецоперации чеченских силовиков. Вскоре после этого состоялась пресс-конференция главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова, на которой тот возразил своему чеченскому коллеге, что на его территории «никакой спецоперации силовики Чечни не проводили», а смерть троих боевиков в селении Галашки произошла в результате непроизвольного взрыва.
«Если под спецоперацией подразумевается, что сотрудники правоохранительных органов Чечни приехали и забрали два трупа и одного раненого, то мы это подтверждаем, это соответствует действительности», — сказал Евкуров.
После этого всё пошло-поехало. Непривыкший к возражениям глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров крайне остро воспринял заявление Юнус-бека Евкурова. Рамзан Кадыров раскритиковал методы борьбы с терроризмом на территории Ингушетии и заявил, что глава соседней республики Юнус-бек Бамматгеревич «сеет семена раздора» между чеченским и ингушским народами. «Ему как профессионалу, кадровому офицеру спецслужб должно быть известно, что такое тщательно спланированная операция по ликвидации террористов. Тем более, если она проводится силами очень ограниченного круга лиц. Это не бой, не перестрелка, не стрельба из пулеметов и гранатометов. Это совсем другое. Исполнителей могут и не заметить местные жители», — передает слова Р. Кадырова пресс-служба главы и правительства ЧР. Далее в подробностях излагаются версии случившегося.
«Чеченские силовики оперативным путем получили информацию, что в одном из домов в селе Галашки Сунженского района Ингушетии систематически бывают бандглавари Заурбек и Ибрагим Авдорхановы и Аюб Халадов. Речь шла о том, что они фактически там живут и даже собираются женить И. Авдорханова. Проанализировав эти и иные данные, сформировали небольшую группу оперативников из числа сотрудников ФСБ и МВД. Данная группа и нейтрализовала бандитов. Детали операции не подлежат озвучиванию, но, если Евкуров пожелает, мы можем организовать встречу с одним из участников операции, и он ему изложит подробности до мельчайших деталей», — заявил Кадыров. «Нам также интересно, почему Евкуров после ликвидации боевиков звонил руководителю администрации главы и правительства ЧР и просил в спецсообшении написать, что это была совместная с правоохранительными органами Ингушетии операция? Если соглашаемся на искажение действительности, то это для Евкурова операция, если нет, то это случайная смерть. Где же логика заявлений Евкурова? И как его понимать, если он систематически отрицал наличие в Ингушетии мест отдыха и базирования боевиков, а теперь публично утверждает, что знал об их пребывании там и, более того, о готовящемся теракте?» — недоумевает Р. Кадыров.
***
Особое недовольство главы Чечни вызвали методы борьбы с терроризмом, применяемые в соседней республике. Он поставил Евкурову в упрек, что тот не называет боевиков бандитами и шайтанами, а считает их заблудшими людьми. «Ибо всем известно, что он даже посещает их похороны, выражает соболезнование родственникам», — сказал Кадыров. Глава Чечни также подчеркнул, что он неоднократно предлагал Евкурову провести в Галашках и других ингушских селениях, в которых, по его данным, укрывались боевики, совместные операции, но сталкивался с отказом. В итоге Кадыров фактически выставил ультиматум: «Если Евкуров там не наводит порядок, мы его наведем, тем более что особой его заинтересованности в таком порядке и не чувствуется».
Кадыров также заявил, что не может позволить членам подполья безнаказанно находиться на приграничной территории, совершать вылазки в Чечню, в результате которых гибнут люди, а потом опять, по определению главы Чечни, «отсиживаться в Ингушетии».
Более того, Кадыров намекнул, что пора ставить вопрос о границах Чечни с Ингушетией. Мол, раньше считали, что граница — это формальность, которая не должна разделять вайнахский народ, а теперь пришло время размежеваться. Вспомним, что граница между двумя республиками — по территории Сунженского и Малгобекского районов — сложилась стихийно после развала Чечено-Ингушской АССР. Погранично-административный спор, по сути, до сих пор не урегулирован.
***
«С боевиками необходимо беспощадно бороться, поэтому у Р. Кадырова свои методы, а у меня свои методы», — так прокомментировал критику со стороны Кадырова Евкуров.
При этом глава Ингушетии верен своей версии событий в Галашках: чеченские спецслужбы не проводили никакой операции в ингушском селе, на территории его республики действовали только сотрудники местного отделения МВД. И удивлен, что с заявлением о спецоперации на территории Ингушетии выступил сам глава Чечни, а не его помощник или глава республиканского МВД. А в интервью радиостанции Евкуров заметил, что главы соседних субъектов РФ должны воздерживаться от обвинений. «Надеюсь, что Рамзан Ахматович найдет возможность позвонить по этому поводу мне и объяснить хотя бы, что он имел в виду», — заявил руководитель Ингушетии.
Далее Евкуров сказал: «Вы правильно подметили, что для меня они не бандиты (особенно молодые), хотя их так называют. Молодые пацаны и девушки — это заблудшие, которые не сориентировались в жизни, обиделись. Вот для примера: ребенку-школьнику двойку поставили, и он идет на крышу и совершает самоубийство; так вот там тоже много таких обиженных, которые в университет не поступили, родители обидели, их уводят и мозги им засоряют», — подчеркнул Ю. Евкуров на пресс-конференции, состоявшейся в РБК 2 августа.
«Сейчас священный месяц Рамадан. Всевышний велит нам прощать друг друга. Поэтому я не стану комментировать резкие высказывания Кадырова», — заявил Ю. Евкуров.
Рамзан Кадыров выразил удивление в связи с решением Юнус-бека Евкурова в честь месяца Рамадан простить его за критику методов борьбы с боевиками, сообщается во вторник на сайте главы Чечни. «Удивлен словами о прощении в связи с месяцем Рамадан. Что он (Евкуров) собирается простить? То, что я террористов называю террористами и бандитов бандитами, или то, что я не совсем понимаю, когда их именуют иначе? От рук этих бандитов погибли военнослужащие, сотрудники полиции, имамы, мирные люди. Именно от рук этих бандитов на пограничной территории у нас погибли десятки лучших бойцов. И это потому, что они (боевики) себя чувствовали вольготно», — цитирует Кадырова его пресс-служба. По словам главы Чечни, двум регионам необходимо уделить внимание вопросу административной границы.
При этом он опроверг предположения о том, что высказывания по операции в Галашки могут как-то охладить отношения между двумя республиками и народами.
«Этого не будет и быть не может. Я никогда не делил чеченский и ингушский народы на свой и чужой. Мое отношение к проблеме борьбы с терроризмом продиктовано именно таким подходом к данному вопросу. Мы всегда готовы протянуть руку поддержки ингушскому народу, если это потребуется. И в этом никто не должен сомневаться», — отметил Кадыров.
Добавить комментарий