Нарисуй это черным
О некоторых видимых и невидимых плюсах и минусах дагестанской действительности
Когда я учился в университете, на занятиях по философии нам объясняли различия материалистического и идеалистического восприятия мира. Много позже, с возрастом, стало понятно, что жизнь значительно сложнее философских размышлений о ней. И чаще всего человеческое общество весьма субъективно оценивает происходящее вокруг.
Лев Цэров
Так, например, мы, дагестанцы, хорошо осведомлены о негативных явлениях окружающей нас действительности. Более того, мы почти все стали воспринимать резко критически, рисуя действительность исключительно в черных тонах. Мы уже разучились видеть что-то хорошее!
Между тем, жизнь вокруг, в том числе и вокруг нас, многоцветна и разнообразна. И лучше всего это замечают те, кто впервые прибывает в Дагестан. У них, как говорится, «не замылен глаз», они сразу видят то, чего давно уже не замечаем мы. И видят они не только плохое, но, к счастью, и хорошее.
Одним недавним вечером мне совершенно случайно довелось познакомиться с иностранным туристом-экстремалом из Португалии, который сидел во дворе обычной махачкалинской пятиэтажки и общался с местными жителями. Оказалось, он приехал в Дагестан автостопом и поселился у своего приятеля по переписке. Излишне говорить, что наши дагестанцы, впервые увидевшие гостя, постарались на славу угостить его, выказав все свое радушие и гостеприимство. Мы с ним долго беседовали, и некоторые его впечатления я постараюсь пересказать.
Так вот, собираясь в Дагестан, Ренато был совершенно уверен, что едет в край, где ситуацию контролирует Аль-Кайеда. Он уже бывал в Пакистане и считал, что Дагестан мало чем отличается от него. Однако то, что он увидел, его изумило.
Во-первых, он говорил, что «Дагестан — это Европа», со своими особенностями, но Европа. Здесь слушают европейскую музыку, носят европейскую одежду, у людей — европейские лица. В любой европейской стране людей, одетых в мусульманскую одежду, встречаешь гораздо чаще, чем в Дагестане. Он был страшно удивлён неразвитостью туристического бизнеса в республике, очень эмоционально говоря о том, как можно, имея такие природно-климатические условия, не делать на этом большие деньги; отмечал гостеприимство наших людей, красоту наших женщин, обилие магазинов и товаров в них, ресторанов и кафе европейского уровня. Махачкалу он однозначно отнес к разряду «Сити», то есть, крупного европейского города. Возможно, его изумление было связано с тем, что он ожидал увидеть совершенно иное, что-то в духе пыльных восточных городков. Он был полностью уверен, что тут идет война, он об этом читал в Интернете, но, пробыв здесь неделю, написал себе домой, что всё это враньё и преувеличение, что здесь люди свободны, живут обычной жизнью, что однажды он слышал стрельбу, но оказалось, что таким образом встречали жениха и невесту на обычной дагестанской свадьбе. Мы рассказали ему, что у нас частенько бывают спецоперации и теракты, на что он вполне философски заметил: «А где их не бывает?» Он жил как раз в Англии, когда взорвали лондонское метро.
Оказывается, картинка дагестанской действительности, открывшаяся ему, совершенно не соответствует той информации, которую он черпал из СМИ.
А наши соседи из Нальчика, Владикавказа удивлялись тому, что наша столица живет полноценной жизнью даже ночью, в отличие от их городов, которые «вымирают» уже в 10 часов вечера. Еще их удивлял наш сервис, например, возможность положить деньги на счёт телефона, не выходя из двора, наличие ночных магазинов в каждом квартале, автозаправки на каждом шагу и многое другое.
Выясняется, что то, к чему мы все так привыкли и на что давно не обращаем внимания, удивляет, причем в хорошем смысле этого слова, приезжих. Конечно, наши гости замечают и тот беспорядок, который частенько бросается в глаза, начиная от уличного движения и кончая архитектурой. Но, говоря о недостатках, они, как правило, отмечали и достоинства, что мы с вами, коренные и некоренные махачкалинцы, давно разучились делать.
Почитав наши газеты, послушав речи простых горожан, можно придти к выводу, что у нас все плохо и ничего позитивного нет. На самом деле это не так: вокруг нас много и хорошего, и плохого. Как и везде. Мы, конечно, должны стремиться к лучшему, критиковать недостатки, бороться с негативом, вскрывать «язвы» нашего общества. Но нужно замечать и то хорошее, что происходит вокруг нас, видеть перемены, поддерживать их, в конце концов, менять себя и свое отношение к окружающим.
Пока же наше общество вопреки действительности старается, говоря словами знаменитой песни группы «Роллинг стоунз», выкрасить картину дагестанской жизни исключительно в чёрный цвет.
P.S. Пару дней назад один мой знакомый при встрече долго критиковал нищенскую жизнь в Дагестане, говорил о том, что дальше так жить невозможно… и все в таком духе. «Ты купил новую иномарку?» — прервал я его. Он на секунду задумался и ответил: «Да, вчера, но это к состоянию дел в Дагестане не относится!»
Добавить комментарий