Кофе, рогалики и свободные уши
Вы когда-нибудь читали газету? Нашу, дагестанскую государственную газету, которую печатают раз в неделю тиражом в 700 экземпляров? Над которой «трудится» добрых два десятка журналистов. И которая очень популярна у сельских жителей в сезон созревания помидоров.
Тамерлан Магомедов
Только печатных СМИ в Дагестане недавно насчитали 320 наименований. Совокупный тираж — 300 тысяч экземпляров. Получается, что тираж одной газеты в среднем не превышает 1000 экземпляров. Больше половины из них выходят в свет за государственный счет — средства из республиканского или местного бюджета.
С учетом того, что порог рентабельности у современных дагестанских газет начинается с тиража 10 тысяч экземпляров, напрашивается довольно неутешительный вывод. Вся государственная пресса в республике убыточна. Экономическая нерентабельность бизнеса в реалиях практически всегда сопровождается его интеллектуальной несостоятельностью. Это правило касается и нашей прессы.
В начале июня так называемое журналистское сообщество Дагестана обсуждало Послание президента республики. Выступал там и профильный руководитель. Вот что он сказал:
«В ближайшее время будет проведен мониторинг работы печатных и электронных СМИ, а также сайтов республиканских министерств и ведомств. Акцент будет делаться на повышение профессионального уровня журналистов, работающих в государственных СМИ, а их на сегодня около 2 тысяч человек».
***
Итак, сегодня руководство республики имеет на вооружении 2 тысячи информационных бойцов. Я бы даже сказал больше: 2 тысячи отчаянных воинов, доблестно сражающихся на идеологических фронтах во имя Родины. Вот только из этих двух тысяч я лично знаю не больше ста человек. А уж вояками могу назвать всего-то двоих. Возникают вопросы: мониторинг чего будет производиться, чей профессиональный уровень собираются повышать, как это предполагается делать?
Ответ на эти вопросы очевидно заложен в выступлении того же профильного руководителя, которое в конце мая прозвучало в стенах Дагестанского государственного университета. Помогать дагестанским СМИ будет создаваемый на базе ДГУ экспертный совет, куда войдут «профессионалы из самых различных областей жизни, способные дать компетентное мнение по любому вопросу».
Итак, наша государственная идеология, наконец, осознала, что существует понятие «пул». К примеру, пул журналистов — группа журналистов, на постоянной основе освещающих деятельность руководства республики, у нас в Дагестане появился уже давно. Самые успешные из этих журналистов успели получить квартиры и почетные звания.
Сегодня мы подошли к созданию пула экспертов. Проще говоря, «эксперты» — это говорящие головы, которые будут комментировать все происходящее, сопровождая свою речь высказываниями из классиков и научными терминами. Найти таких экспертов не проблема. Проблема в другом: эксперты тоже хотят квартир и почетных званий.
Так что же мы имеем в сухом остатке? Две тысячи информационных воинов со средней зарплатой по отрасли в размере 10 тысяч рублей. Итого на зарплату порядка 20 миллионов рублей. Следующее — расходы на тиражирование и распространение газет. Подчеркну отдельно: газет никчемных в своем большинстве. И тут тоже миллионов 10 наберется. А там прибавьте канцтовары, коммунальные услуги, мытье окон (не смейтесь — очень приличная статья в смете расходов грамотного бухгалтера).
Всего только на прессу миллионов сто наберется. А ведь есть и электронные СМИ. К этим ста миллионам теперь нужно будет приписать еще одну статью расходов на содержание говорящих голов под общим названием «экспертный совет». Взглянем же внимательней: кто у нас будет проходить под этой статьей?
«Мы ориентируем наши СМИ на максимальное количество экспертных оценок. Приоритетом в нашей сегодняшней работе является привлечение экспертов к освещению общественно значимых событий. Я считаю профессорско-преподавательский состав ДГУ и других университетов главными нашими помощниками в этом деле. Это люди, которые анализируют окружающие проблемы с научной точки зрения, не один год занимаются их изучением, у них есть взвешенное, адекватное мнение», — сказал профильный руководитель.
Да? Вы уже тоже, всплеснув в восторге руками, вскрикнули: «Ай да Пушкин…». Я с вами полностью согласен: профессорско-преподавательский состав наших вузов — это именно те люди, которые способны коренным образом переломить ситуацию. Уверен, что отныне все студенческое сообщество нашей республики не только начнет учиться, перестанет «толкать» экзамены и смотреть в Интернете экстремистские ролики, но и станет усиленно читать в прессе авторитетные мнения любимых преподавателей. А там, глядишь, и все остальные подтянутся.
***
А пока грандиозные идеологические свершения еще только зреют в умах, ДГУ уже работает в этом направлении. Вернее говоря, пДГУ, первый Дагестанский гражданский университет, который уже несколько месяцев функционирует в стенах главного вуза республики. Что такое пДГУ? Это место для сбора тех, кому хочется показать всем, какой он умный. Ранее такие встречи проходили в стенах махачкалинских кофеен, теперь же, когда количество «умных» в Махачкале достигло примерной отметки в пятьдесят человек, и появился на свет пДГУ. Не стоит пугаться: за небольшими изменениями общий антураж остался прежним. Кофе и рогалики — обязательные атрибуты каждого заседания этого «университета». Что поделать, ведь даже самым идейным умам требуется пища.
Стоит отметить, что большое внимание идеологии было уделено и в Послании президента РД к Народному Собранию. В нем говорится о необходимости противодействия попыткам распространения идеологии религиозно-политического экстремизма. Здесь же упомянутым оказался и Гражданский университет. Все бы хорошо, однако есть закавыка. Заседания Гражданского университета в среднем посещают не более 50 человек, ну, может, на Фейсбуке еще человек тридцать позже заглянет фотографии посмотреть. Вот и вся аудитория. А ведь передовые технологии не стоят на месте. К примеру, во многих мечетях уже активно используется Интернет для проведения проповедей в режиме онлай. Благодаря современным технологиям какой-нибудь вроде бы малоизвестный проповедник, находясь в деревушке где-нибудь в отдаленном районе, имеет возможность одновременно читать проповедь в десятках мечетей по всему Дагестану. Невольно думаю: если вдруг такой проповедник окажется как-то экстремистски настроенным, то его паства только из одной мечети сможет просто закидать слушателей пДГУ шапками. Даже бить не придется, ведь их очень мало, а уж идеологии еще меньше. О какой идеологии вообще может идти речь, если отдельные личности, непосредственно отвечающие за идеологию, на самом деле являются пятой колонной, занимаются откровенным «сливом» информации и лоббированием интересов идеологических врагов?!
Добавить комментарий