«Глубина одной религии ближе к глубине другой религии, чем к своей собственной поверхности»

Григорий Померанц

Мы на самом деле устали. Устали от крови, от бессмысленных в своей жестокости терактов, от похищений людей, от ненависти и агрессии. Нас достали малограмотные «мессии» с арабскими никами так же, как достали тупые солдафоны. Устали от попыток решать проблемы, порождаемые кризисом системы, религиозными заклинаниями о лучшем мире и кровавыми силовыми операциями. Но мы хотим понять, почему это произошло. Причин много, но самая заметная из них…

Заур Газиев

Приехали

Вот мы и подошли к очень важной теме, о которой нужно говорить открыто: огромная часть наших проблем из-за того, что религия, которая в соответствии с российской конституцией должна быть отделена от государства, заняла в реальной жизни непростительно много места. Вместо того чтобы решать вопросы, выдвинутые ХХI веком, дагестанское общество оказалось втянутым в дискуссию, которая вовлекает в конфликт всё больше и больше людей, уводя граждан в совсем другую сторону от прогресса. Вместо того чтобы ориентировать молодое поколение на получение знаний, изучение науки, достижение экономических успехов, развитие культуры, народ ринулся в религиозный дискурс. Причём происходит это чаще всего на примитивном уровне (гайки и шурупы) и происходит агрессивно. Наши старики тоже были верующими, но такого человеконенавистничества, как сейчас, я в них не припоминаю. На сегодняшний день в защите нуждаются, скорее всего, те, кто в своих религиозных взглядах проявляет умеренность. Нет смысла приводить примеры религиозной нетерпимости, достаточно вспомнить ролик, объясняющий нам, как мы похожи на обезьян, празднуя Новый год. Ну а сидящие в социальных сетях агитаторы и пропагандисты экстремистских идей — вообще отдельная тема. Происходит нагнетание ненависти одной социальной группой, объединённой общими взглядами, по отношению к другой. Честно говоря, такую откровенно фашиствующую в своих взглядах компанию ещё поискать! Когда читаешь то, что пишут в социальных сетях арабообразные, удивляешься только одному: как можно быть человеком и так откровенно ненавидеть людей?! На мой взгляд, именно здесь на ровном месте разжигается религиозная война.

Не будем лукавить: чем больше в религиозные дебри вдаются наши люди, тем больше поводов для открытого конфликта с тем государством, в котором мы живём. Наша горская ментальность не позволяет какие-то двояко понимаемые постулаты понимать иначе, чем в милитаристском ключе. Именно этот идеологический мотор привёл обычный для любого общества конфликт общественных интересов к гражданскому противостоянию. Это одна из главных причин, по которой проливается кровь наших земляков. Ибо ничто так не ссорит людей, как идеологические противоречия. Показательно то, как после последнего теракта, унесшего 13 человеческих жизней, стало проблемой услышать осуждение этого бесчеловечного поступка от одной легально работающей религиозной организации. А между тем накануне с ними были заключены соглашения!

Боюсь, что в этой ситуации для каких-либо общественных договорённостей просто нет общей базы — нам не за что зацепиться! С людьми, которые считают, что для достижения их целей можно убивать любого (Всевышний на небесах разберётся), говорить бессмысленно. Они настолько противопоставляют себя всем остальным и показательно пренебрежительно относятся даже к нашей боли от потери людей, что не имеет смысла в дальнейшем вообще вовлекать их в какие-то общественные акции. По мнению большинства из наблюдателей, с которыми пришлось общаться, время диалога и умиротворения кончилось … и надежд не осталось.

Мы видим, к какому результату пришли по причине того, что религия заняла в обществе место несоизмеримо большее, нежели это должно быть в современном мире. Религия — это замечательно, но это личное дело каждого гражданина, это его личные отношения с Господом, и нельзя было этот баланс нарушать. Государства, основанные на идеологии и власти какой-то одной идеи, заканчивают так же, как Советский Союз. Когда идеология умирает, погибает государство — со всеми вытекающими из этого последствиями.

Разная вера

Не люблю давать советы и стараюсь этого не делать, но, по моему мнению, искренне верующие люди не нуждаются в том, чтобы все видели, как они религиозны, праведны и что творится у них в душе. Искренне верующие люди понимают, что диалог с Господом -дело интимное, участие третьих лиц в этом диалоге необязательно. Им не нужно жить кишками наружу, показывая, что они питаются только цветочной пыльцой. Каждый сам понесёт свою ношу! Те, кто занимается саморекламой, те, кто кричит о своей вере, кто хочет показать себя праведнее и святее всех, на самом деле делают это не для Господа — Он не нуждается в публичных истерических представлениях: эти товарищи делают это для себя. Они таким образом самоутверждаюся в своих глазах и в глазах товарищей, которые живут в одной с ними системе ценностей. «Мы думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри», — написал как-то Жильбер Сесброн.

Не верю я в истовые заверения девушки, которая писала околоэротические тексты, а сегодня, возлюбив Господа, до потери сознания рассказывает о своей любви к нему. НЕ-ВЕ-РЮ! Для неё это всего-навсего очередной фетиш или социальный лифт. Она перебежала в иную систему ценностей, в которой у неё появилась возможность начать всё с самого начала, оставив в прошлом ошибки молодости. Тем более таких дурочек подбирают экстремисты и, окончательно запудрив им мозги, надевают на них пояс шахида.

Последний теракт, унесший жизни тринадцати человек, скорее всего, стал неким поворотным моментом в отношениях тех, кто утверждал о возможности диалога с какой-то частью салафитов. Кстати, нежелание «Ахлю — Сунны» сразу же осудить этот бесчеловечный акт сослужило мирным салафитам дурную службу: они были поставлены в один ряд с теми, кто вербует, агитирует и провожает в «лес».

Я всегда думал, что взрослый человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Не желай другому, чего себе не желаешь. Однако у наших новоявленных боговерцев всё по- другому. Люди в их системе ценностей делятся на своих и чужих. Со своими они справедливы и благородны, с чужими могут делать всё что угодно. Причём чужие для них даже те, кто вроде как мусульмане, но в каких-то второстепенных вещах не совпадают с ними. Судя по всему, у наших неофитов убивать людей, которых они не называют своими братьями, вполне даже можно! Для них убивать своих — это грех, а убивать «не братьев», очевидно, благо! Те, кто не с ними, — просто мясо. Я не драматизирую ситуацию — я просто пишу о том, о чём дагестанское общество задумываться не хочет: есть целый класс людей, для которых такое понятие, как убийство человека по религиозному признаку, не является преступлением. Причём делать это они будут не за деньги, а по убеждениям.

И вы полагаете, что федеральный центр бесконечно взирал бы на то, как часть территории Российской Федерации будет афганизироваться? Ничего подобного! То, что Дагестан наводнён федеральными силовиками, — это реакция на те процессы, которые произошли в Дагестане за последние пять-семь лет. И те массовые зачистки, что происходят, и, судя по всему, ещё будут происходить, — это реакция на попытку афганизировать Дагестан. Мы, к сожалению, услышим еще много трагических историй про похищения, пытки, внесудебные казни. Это ужасно, но нужно понимать, что это и есть реакция центра на то, что происходит на части территории, которую он считает своей. Это война, а на войне, как писала однажды Юлия Латынина, не бывает правых и виноватых — на войне бывают победители и побеждённые. Те, кто втягивает людей в войну, в которой победить невозможно, должны были бы понимать, что они делают.

В конце концов, не знаю ни одного человека, которому кто-то запрещал бы молиться и выполнять долг мусульманина. Проблемы начинаются в 99% у тех, кто начинает переходить границы, за которыми начинается экстремистская деятельность: либо вербовка, либо откровенный рекрут в число партизан. Конечно, наши силовики не святые, и там есть много того, от чего диву даёшься, но и по другую сторону от них — те, кто знает, в какие игры они играют, каковы последствия этих игр. В том числе это касается и тех чиновников, которые через своих деток и близких родственников подпитывают деньгами экстремистское подполье.

Абдулла, поджигай!

На минувшую неделе блогосферу взорвал видеоролик: обращение Абдулла-Хаджи Габибуллаева к «руководителю лесного массива», в котором он призывал не мутить воду среди мусульман. И вопрос уже не в том, нужно это было делать или нет, вопрос в том, что уже самих простых мусульман, даже тех, кто не состоит в мюридах или поклонниках ДУМД, ситуация с откровенно агрессивной формой ислама, мягко говоря, утомила. Конечно, у Абдулла-Хаджи своя аргументация, но из-за них даже те, кто просто задаёт вопросы на исламскую тему, подвергаются опасности.

Я увидел этот ролик тогда, когда он провисел в Инете больше суток. Если бы Абдулла-Хаджи спросил меня, делать его или нет, я бы попытался его отговорить. Никогда не смогу равнодушно смотреть на то, как человек рискует своей жизнью. А мы знаем, что критика экстремистов — вещь опасная. Тихон Дзятковский может приехать в Дагестан и, послушав всё, что ему рассказывали о реальных рисках журналистов в нашей республике, называть самыми опасными для них чиновников! Но мы ведь на самом деле знаем, кто сейчас легче всего убивает инакомыслящих. У нас целый список расстрелянных по причине инакомыслия. Я действительно опасаюсь за судьбу Абдуллы. Этот человек дорог мне как сын. Он пришел ко мне в проект «Другое измерение» 18-летним парнем. Я видел, как он рос и в человеческом, и в творческом плане, видел его и в болезни, и в здравии, и в богатстве и в бедности — и могу сказать, что он в нашем злобном телевизионном болоте с крокодилами всегда оставался светлым, добрым и справедливым человеком.

Я радовался за него, когда он поднимался на проекте «Колёса», когда карьера сделала крутой виток: он стал руководителем фонда «Чистое сердце». Знаю, что помогать людям — высшая радость для него. Это тот случай глубоко и искренне верующего человека, вера которого проявляется в поступках, делах и выборе, который он делает. Он никогда не лжет. Даже в мелочах он никогда не будет говорить то, во что он не верит. Этот видеоролик — крик души. Это отчаянная попытка остановить кровопролитие, которое захлестнуло нашу родину. Абдулла-Хаджи доказывает, что нет бесчеловечного ислама, а есть люди, которые под прикрытием веры совершают бесчеловечные деяния. Видеоролик Абдулла-Хаджи, на мой взгляд, это поступок, который нужно уважать, даже если вы не совсем уверены в том, что всё это закончится хеппи-эндом. Безумству храбрых поём мы славу! Если вы согласны с его позицией, то можете оставить свои комментарии в его блоге. Наша человеческая позиция сейчас может быть как нельзя кстати.