Время авторитетов
Нужны ли обществу авторитетные личности?
На первый взгляд, сам вопрос о том, нужны ли обществу авторитетные личности, кажется странным. Конечно, нужны, ответит большинство, но найдутся и те, кто ответит на этот вопрос отрицательно.
Лев Цэров
Попробуем для начала определиться с самим термином « авторитетные личности».
Авторитетная личность — это не просто человек, являющийся в своей сфере непревзойденным профессионалом. Это не просто человек, известный большому количеству людей. Это, тем более, не человек, занимающий какую-то должность или высокий пост.
Авторитетная личность — это человек, чьи взгляды и установки являются значимыми ориентирами для общества, человек, чья репутация в обществе безупречна, с мнением которого считается большое количество людей.
Такие люди всегда бывали в любом человеческом сообществе с древнейших времен. Конечно, в маленьких коллективах людей, где все друг друга знают, авторитет формируется быстрее и «легче», чем в больших, где контакты людей обезличены.
Авторитет всегда во все времена завоёвывался какими-то личными достижениями, признаваемыми всеми. Это мог быть полководец, политик, ученый, писатель, духовный лидер, артист, спортсмен, известный мастер, мудрец-философ и т.д. В общем, любой человек, который выделялся из общей массы своими талантами и успехами. В советские времена на всю огромную страну гремели имена таких людей, среди которых, кстати, было много простых тружеников: рабочих и колхозников, чабанов и доярок, медсестер и учителей. Наверняка авторитет многих из них создавался искусственно, с помощью мощной партийно-идеологической пропаганды.
Но факт состоит в том, что имена этих граждан были известны всем, они имели реальный авторитет. Не меньшим, а иногда и большим авторитетом обладали, как это принято говорить сейчас, внесистемные личности, которых старались не рекламировать, а зачастую и «замалчивать». Однако любовь народа делала Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву, Андрея Сахарова и многих других неформальными лидерами общественного мнения огромной страны.
На уровне каждой республики или области были свои «официальные» и «неофициальные» авторитетные личности.
Казалось, что свобода, обрушившаяся на российское общество в постсоветский период, должна была принести свои плоды и дать нам имена новых авторитетных личностей, но этого не произошло. «Новые герои» не прижились, и общество осталось без моральных и этических ориентиров. Сегодня мы не имеем на общероссийском уровне ни «официальных», ни «неофициальных» авторитетных фигур, но зато имеем массу имитаторов, пытающихся представить себя авторитетными персонами, пользующимся общественным признанием.
Вполне естественно, что общероссийская ситуация проецируется и на нашу республику. В Дагестане сегодня нет, по крайней мере, на видимой поверхности, авторитетных личностей, чьи мнения и позиции были бы значимы для нашего общества. Сегодня с нами уже нет Расула Гамзатова, Али Алиева, Рашида Аскерханова, Булача Гаджиева, Расула Магомедова, ушли в мир иной почти все Герои Великой Отечественной войны и известные своими трудовыми достижениями личности. Нет и общепризнанных духовных лидеров, а тем, кто есть, никак не удается сплотить вокруг себя более или менее значительную часть общества.
Зато «авторитетов» в республике хватает. Они, зачастую, занимают высокие должности, контролируют целые муниципальные образования, министерства и ведомства, имеют значительные финансовые и людские ресурсы, влияние на жизнь в республике и даже «свои каналы» выхода на могущественных федеральных руководителей. «Переходить им дорогу» обычному обывателю не рекомендуется, их побаиваются, некоторые ими восхищаются, многие перед ними заискивают и ищут с ними знакомства.
Но сказать о них, что они являются авторитетными лидерами не то, что всего Дагестана, но и даже своего народа, нельзя. Они влиятельны, некоторые даже очень влиятельны, но их, скорее всего, можно назвать «авторитетами», нежели авторитетными личностями, с чьим мнением безоговорочно считается подавляющее большинство дагестанцев.
То же самое можно сказать о многочисленных деятелях общественных организаций, партийных филиалов, общественных приемных различных депутатов и прочих подобных структур.
Нет сегодня настоящих авторитетных личностей и среди неформальных групп населения. В лучшем случае они пользуются авторитетом среди узкого круга своих сторонников.
Таким образом, дагестанское общество, по сути дела, является некой аморфной массой без общей цели, без общественного мнения и острым дефицитом людей, которых можно было бы назвать авторитетными личностями общедагестанского масштаба.
Это и объясняет нашу инертность и пассивность, слабость и трусость, отсутствие консолидированного общественного мнения и гражданской позиции по многим резонансным событиям, в том числе и кровавым терактам, затронувшим судьбы тысяч людей.
Это и создает атмосферу вседозволенности, адаптации к таким событиям, которые повергли бы в шок любое цивилизованное общество.
Согласитесь, это ненормально, когда в день траура люди включают громкую музыку, пьют и веселятся: ведут себя так, как будто ничего не произошло. Может быть, это самый тяжелый диагноз, который можно поставить сегодня нашему обществу.
Добавить комментарий